Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрещено выжимать сок и даже употреблять сок, который выделился из плодов сам по себе. Исключения из этого правила.

1. Молотьба и лущение

После сбора урожая снопы молотят, чтобы отделить зерна от соломы. Толада молотьбы — отделение бобовых от сухих струч­

ков после того, как стручки, подобно соломе, стали твердыми и непригодными для еды. То есть как у зерновых, вследствие молотьбы зерна становятся пригодными для еды, так и у бобо­вых зерна можно есть лишь после отделения. Если же стручки пригодны в пищу, отделение зерен от стручков разрешено, по­скольку рассматривается как отделение еды от еды.

2. Выжимание

Выжимание плода для получения сока также запрещено, по­скольку похоже на молотьбу. Как посредством молотьбы отде­ляют зерна от соломы с тем, чтобы сделать их пригодными для еды, точно так же, отделяя сок от плода, его готовят к употре­блению в новом качестве: делают пригодным для питья.

Запрет Торы выжимать сок, даже если он нужен для питья, распространяется только на плоды, из которых повсеместно принято выжимать сок: маслиныи виноград. На выжимание плодов, которые перерабатывают на сок не всюду, но в некото­рых местах, существует только запрет мудрецов. И несмотря на то, что запрет мудрецов мы должны выполнять также строго, как и запрет Торы, имеется все же некоторое облегчение, кото­рое мы рассмотрим ниже.

Мудрецы запретили нам даже употребление сока, который сам по себе выделился в шабат из плодов, выжимание которых запрещено Торой. Объясняется это опасением, что разрешение употребления такого сока может привести к собственно вы­жиманию плодов. И не имеет значения, для чего изначально были принесены эти плоды — для выжимания или для еды. Так как принято их выжимать, то опасаются, что решат их выжать и тем самым нарушат запрет Торы. Сок, выделившийся из пло­дов, выжимание которых запрещено мудрецами, также запре­щен, если они внесены не для еды (а для питья), из-за опасения, что это приведет к (их выжиманию, а затем и к) выжиманию тех плодов, выжимка которых запрещена Торой. Однако в этом случае, если плоды предназначены для еды, выделившийся сок не запрещен, так как обычно не желают, чтобы сок вытекал.

3. Выжимание в еду

Выше уже шла речь о том, что выжимание похоже на молоть­бу, так как его цель — отделить от еды жидкость и тем самым при­дать ей новое качество: сделать ее питьем. Из этого следует, чтомелахой считается только такое действие, вследствие которого выделившийся сок можно назвать напитком. Но если и после выжимания полученный продукт называется едой, то мелаха не совершена, так как произошло лишь отделение еды от еды, что не похоже на молотьбу (как в случае с зелеными стручками), и это делать разрешено. Поэтому разрешено выжимать плоды в еду (чтобы улучшить ее вкус) в связи с тем, что полученный продукт остается едой, так как сок, который попадает в продукт по-прежнему считается едой, а не напитком, а отделение еды от еды не является мелахой.

Все сказанное относится к случаю, когда плод выжимают не­посредственно в еду. Но выжимать его в пустую посуду, даже с целью добавить затем этот сок в еду, запрещено. Несмотря на то, что по сути закона можно выжимать в еду любые пло­ды, даже те, выжимание которых запрещено Торой (виноград и маслины), все же изначально устрожают и не выжимают эти плоды ни в коем случае, так как некоторые мудрецы запреща­ют делать это, ибо не разделяют между выжиманием в еду и изготовлением сока.

4. Выжимание лимонов

Запрещено выжимание лимонов, особенно в наши дни, ког­да большинство лимонов предназначено для выжимания. При нарезании лимона (или других запрещённых к выжиманию плодов) необходимо следить за тем, чтобы не резать над по­судой, так как часто надавливанием ножа на плод выжимают сок, что разрешено только в том случае, если сок идет на вы­брос(немедленно). Лимон, положенный в чай или в другой напиток, нельзя давить ложкой. В вопросе о том, можно ли выжимать лимон на сахар с тем, чтобы потом положить его в чай, существуют расхождения междуахроним(мудрецами по­следних столетий). (Не говоря уже о том, что некоторые не вы­жимают лимон даже в еду.)

5. Что называется едой

В связи с разрешением выжимать сок плодов в еду, необ­ходимо выяснить, что же называется едой, а что питьем? Если полученный продукт легко переливается и его можно пить, зна­чит, это питье, в противном случае — еда. Если же еда смешана с жидкостью, то смотрят, чего больше: если больше еды, то вся смесь считается едой, если больше жидкости — питьем(поэто­му необходимо следить за тем, чтобы после выжимания плода еды оставалось больше, чем жидкости). Теперь понятно, почему разрешено делать в шабат фруктовый салат, хотя практически невозможно не выжать при этом немного сока, который тоже попадает в салат. Но так как в посуде фруктов остается больше, чем сока, можно считать, что и в данном случае сок попадает в еду, а это разрешено (только сначала нужно приготовить такие фрукты, из которых не вытекает сок в момент нарезания, на­пример, яблоки). Из этого следует и разрешение посыпать са­лат сахаром, несмотря на то, что сахар способствует выделению сока: этот сок тоже сразу попадает в еду и, соответственно, не считается жидкостью.

6. Как сосать фрукты

Любые плоды можно сосать, если положить их в рот цели­ком. Но когда их держат в руке и не вносят в рот полностью, сле­дует воздержаться от сосания тех плодов, выжимание которых запрещено Торой. (Некоторые мудрецы устрожают и в других плодах, но в любом случае запрещено сосать мокрую одежду.)

7. Выжимание вареных плодов

Различные продукты, которые не содержали в себе изначаль­но жидкости, а лишь впитали ее, как, например, вареные плоды или замоченный хлеб, также запрещено выжимать. Все же тут есть отличие: такие продукты запрещено выжимать только тог­да, когда используется полученная жидкость. Таким образом, можно выжимать жидкость из продукта и даже в пустую посу­ду, чтобы в полученном виде съесть его, так как не собираются использовать эту жидкость.

8. Выжимание ткани

Запрет выжимания распространяется не только на еду, но и на ткань. Запрещено выжимать ткань ради жидкости, которая при этом получается, Причем совершенно безразлично, какая это жидкость — вода или что-либо другое. В любом случае к выжиманию относится запрет мелахи даш, если есть необходи­мость в выделившейся жидкости.

Выжимание ткани отличается от выжимания еды тем, что здесь, кроме запрета даш, может быть нарушен еще и запрет ме­лабен (отбеливания). Ведь выжимание ткани — часть стирки; та­ким образом, при выжимании совершается мелаха отбеливания.

Рамки мелахот даш и мелабен не идентичны, поэтому не всегда, когда совершают отбеливание, совершают также и мо­лотьбу, и, наоборот, совершение молотьбы не означает совер­шения отбеливания. (См. гл.19, п.7, посвященный мелахе мела­бен, где обе мелахи рассматриваются более детально.) Поэтому если ткань пропиталась водой или другой очищающей или от­беливающей жидкостью, то выжимающий ее совершает мела­ху мелабен, но, помимо этого, если выделившаяся жидкости не выбрасывается, совершается также мелаха даш. Однако если жидкость, попавшая на ткань, не очищает ее и не отбеливает (например, красное вино), но выжимаемая жидкость использу­ется, то совершается только мелаха даш. Если же и выжимаемая жидкость не нужна, то не нарушается и запрет молотьбы.

Выше мы уже писали, что не является нарушением выжи­мание плодов, которые изначально не содержали в себе жид­кость, а впитали ее в себя (как, например, вареные плоды или размоченный хлеб), если нам не нужна полученная жидкость. Но если ткань впитала в себя жидкость, которая не отбеливает и не очищает, ее нельзя (на практике) выжимать, даже если выделившаяся жидкость не используется. (Разница в том, что в тех плодах существует только запрет мудрецов.)

В связи с этим, если какая-либо жидкость проливается на стол и необходимо смахнуть ее со скатерти, то следует делать это очень осторожно, чтобы, сметая жидкость ложкой или но­жом, не нажать случайно на скатерть и не выжать ее, а лишь смахнуть еще не впитавшийся слой жидкости. В случае с очи­щающей жидкостью, даже идущей на выброс, можно прийти к нарушению запрета Торы. Но и с другими жидкостями, даже когда они идут на выброс, следует быть осторожным и не да­вить на ткань с силой.

При обтирании ребенка в шабат ваткой, тряпочкой или бу­мажкой, смоченной в масле, необходимо быть очень осторож­ным, чтобы не выжать ее в момент обтирания. (Но если ватка пропитана водой, то вообще запрещено использовать ее, по­скольку запрещено в шабат замачивать в воде.) Таким образом, если в ткань впиталось большое количество масла, то при про­тирании кожи очень велика вероятность выжать немного масла и, соответственно, совершить мелаху даш.

Также запрещено пользоваться специальными салфетками, предназначенными для протирания кожи ребенка (есть подоб­ные и для взрослых), пропитанными при изготовлении жидко­стью или маслом, которые отжимаются при вытирании. Поэто­му, чтобы быть уверенным, что отжима не произойдет, следу­ет налить немного масла (или воды) на тело ребенка. А самое лучшее протирать ребенка рукой, так как в ином случае трудно не перейти установленной границы. Например, можно поме­стить испачканную часть тела ребенка в сосуд с теплой водой и почистить ее руками.

9. Выжимание волос

Мудрецы запретили выжимать в шабат волосы даже тогда, когда отжатая вода не используется. По этой причине не при­нято в шабат мыть все тело (кроме тех случаев, когда это связано с выполнением заповеди), чтобы случайно не выжать волосы.

10. Сепарирование меда

Как запрещено выжимать фрукты, так нельзя и отделять мед из сот.

11. Доение

Из-за опасности совершить мелаху даш запрещено доить в шабат животных (см. в Шульхан арухе детали законов о дой­ке коров и т.п. в шабат). Если у женщины возникает острая необходимость сцедить молоко, она должна посоветоваться с раввином.

12. Толчение снега и льда

Мудрецы запретили разминать снег или лед руками. Одни считают, что это действие похоже на выжимание, другие — на создание воды, третьи — на родившуюся в шабат вещь. По этому мнению запрещена даже та вода, которая получается из растаяв­шего само собой льда или снега. (Но можно положить его в ста­кан с другой жидкостью, т.к. полученная жидкость сразу попада­ет в другой продукт.) Изначально действуют согласно третьему мнению (кроме случаев особой необходимости), но постфактум не запрещают, даже если получившаяся жидкость хорошо раз­личима и ни с чем не смешана. В связи с этим все поским раз­решают класть в стакан с жидкостью кусочек льда, даже если он там растворится. Тот же самый закон действует и в отношении застывшего жира, который запрещено расплавлять.

13. Приготовление льда

Нет определённого мнения по поводу того, разрешается ли в шабат делать лед. Поэтому в случае нужды следует спросить у раввина. Что касается йом-това, хотя, безусловно, правильно приготовить все необходимое накануне, тем не менее постфак­тум, возможно следует облегчить в законах приготовления льда или мороженого в йом-тов.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?