Темы: Гедалия Спинадель, Египет, Фараон, Обман, Тора и бизнес, Исход из Египта
Остается еще имущественный вопрос и вопрос обмана:
Почему Моше и Аарон просили фараона отпустить народ в пустыню на три дня, чтобы принести там жертвы Б-гу — а не сказали прямо фараону, что собираются увести народ навсегда? И почему евреи, по велению Творца, просили у соседей имущество в долг — а не говорили, что просят отдать золото и серебро навсегда? И с какой стати вообще их обобрали?
На первый вопрос можно ответить вопросом: если вас схватили жестокие разбойники, должны ли вы использовать все возможности для побега или честно сообщить им, чтобы отпустили вас навсегда или что собираетесь убежать? Еврейская традиция учит вести себя со злодеем и обманщиком хитроумно. Б-г дал людям жизнь и свободу, чтобы служили Ему. Поэтому, если кто-то хочет вас лишить этой возможности служить Творцу, он идет против Б-га, а вы обязаны защищаться любыми средствами, как сказано: «Пришедшего убить тебя — убей первым»! Но все вышесказанное, по существу, не относится к истории с фараоном — потому что Моше и Аарон его не обманывали! Дело не только в том, что все и все понимали по умолчанию, поэтому фараон и крутился как уж на сковороде. Наоборот, это он обманывал Моше и Аарона десять раз (как сказал Яков Лавану), обещая отпустить, а потом не отпуская народ! Ведь если бы он считал, что вопрос только о трех днях, почему не отпустить, когда такие угрозы и такие казни? Но Моше и Аарон вовсе не обсуждали возвращение, а говорили только об уходе. И фараон понимал, что разговор идет о выходе евреев из-под его юрисдикции и переходе под власть Творца, как они говорили. И этого не желал допустить ни за что!
Пришлось Творцу прибегнуть к крайним мерам.
А на претензию о возврате одолженного имущества египтянам уже ответил простой еврей Псиса, как рассказывает Гемара, и лет десять назад такое объяснение снова повторилось с памятливым и возмущенным Египтом. Взятое у них было лишь малой долей заработной платы сотен тысяч рабов за тяжкий труд на египтян, который длился больше ста лет. Вот египтяне и не хотели терять свое имущество — бесплатную рабсилу — и не отпускали евреев.
Поэтому и учат нас мудрецы: в деньгах всегда следует уступить — ну, не стоят они всех конфликтов и трагедий. А почему евреи не сказали прямо, что берут ценности навсегда, мы уже обсуждали — не всегда, не все и не со всеми следует говорить прямо. Например, если вас расспрашивают в КГБ о ваших знакомых… И еще одна вещь, которой учат нас мудрецы — судить всех «по чаше заслуг». В первую очередь, это относится к угнетенным, к евреям в рабстве, к великим пророкам и мудрецам, и Творцу!
Как вы судите других — так и Он будет судить вас…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?