Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Ешива, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Саба из Навардока
Одной из самых известных ешив мусара в Литве был Новардок, мать целой сети ешив в Литве, Польше и России. Ее основал очень необычный человек в еврейской Литве рав Йосеф Йоцл Горовиц (1850-1920). Ученик рава Исраэля Салантера (основателя мусара — системы нравственного самосовершенствования), он был большим приверженцем и проповедником этого направления, хотя в рядах его подвергался значительной критике.
Ешива была основана в 1896 году и вскоре получипа поддержку местной общины Новардока30 и ее знаменитого раввина, рава Йехмэпя Михеля Эпшейна. Нeсмотря на оппозицию мусару, особенно его интенсивности, характерной для рава Горовица, ешива росла и процветала. Но борьба против ешивы и ее руководителя не утихала, и в 1908 году, после смерти рава Эпштейна, ешиве пришлось покинуть город, в который она вернулась в 1909 году, а в 1912 году переселилась в новое здание.
Новардок помог основать нескольких других ешив, которые создали общую образовательную сеть, названную Бейт Йосеф. Кроме рава Горовица ешиву возглавлял его зять, рав Авраам Яфен. Этих ешив постепенно появилось более двадцати. В них интенсивное изучение Торы сочеталось с изучением и практикой мусара на личном и общественном уровне. Студентов учили стремиться к правде и справедливости, независимо от силы и широты общественной оппозиции, не боясь мнений толпы и социальных условностей, распространять Тору и мусар среди еврейского населения.
После оккупации Новардока германской армией в 1915 году ешива перебралась в Гомель в России. За время пребывания в России ветви ешивы открылись в ряде городов, Харькове, Житомире, Ростове, Астрахани и Киеве. Кроме того, в ешиву приехали многие ученики из разоренных войной ешив.31
Революция в России 1917 года и последующая гражданская война сильно повредили движению Бейт Иосеф. Коммунисты жестоко и непрерывно преследовали учеников этих ешив. К 1920 году большинство ешив закрыли, и студенты Новардока по одиночке и группами бежали в Польшу. Рав Горовиц умер во время эпидемии в Киеве в 1920 году, а рав Яфен заново основал ешиву в Белостоке и Межриче в Польше. Со временем большие ешивы Бейт Йосеф были основаны в Варшаве и Пинске. Эта сеть ешив, школ и организаций распространилась в Польше и Литве за предвоенные десятилетия, возникло больше восьми разных школ, насчитывающих свыше четырех тысяч учеников. Эти ешивы издавали книги, статьи, журналы, другие периодические издания и научные выпуски по Торе и мусару.
Вторая мировая война уничтожила ешиву и ее преподавателей в Польше и Литве. Учеников, которых не убили немцы и их местные пособники, русские выслали в Сибирь, где они могли погибнуть от голода, холода и враждебного отношения, но рав Яфен с группой студентов чудесным образом спасся. После войны они основали ешиву в Нью-Йорке, а ее небольшие ответвления открылись в Израиле.
30 Небольшой городок в Литве с населением пять тысяч человек. Еврейская община, основанная в шестнадцатом веке, стала известной благодаря крупным раввинам и ученым.
31 Одним из выдающихся студентов Гомеля в это время был молодой Исраэль Яаков Каневский, впоследствии один из гигантов Торы в Израиле, по прозвищу Стайплер, потому что он был выходцем из местечка Горностайпль.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?