Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пертурбации в еврейской жизни девятнадцатого века происходили не только в Центральной и Западной Европе. Хотя ветры «эмансипации» и «разума» не легко преодолевали царские границы, в конце концов они достигли и Восточной Европы.

Нищета, враждебность властей и окружающего населения, погромы побуждали евреев искать выход и строить надежды. Евреи на Западе в поисках смысла и цели обратились к внешнему миру, а на Востоке в основном внутрь, обретая надежду и силу в древней традиции и вере, но по-новому. Движение, которое осуществило эту перемену и вызвало острое столетнее противостояние, стало называться хасидут — хасидизм, а его сторонники — хасидами.

Окутанный легендами и рассказами о чудесах, хасидизм, его философия и мистика, исходил от личностей, его определяли не теории и исторические силы. Эти личности обладали выдающимися качествами и производили такое впечатление на людей, что смогли создать новое еврейское движение. Хасидизм так разнообразен, что трудно описать его в целом. Фактически, это не «движение» с единой программой и организационной структурой. Его можно описывать только в деталях и историях отдельных цадиков1 и лидеров, чтобы понять общее.

Основал хасидизм рав Исраэль бен Элиэзер по прозвищу Бааль Шем Тов (Владелец Доброго Имени). В еврейской истории так называли нескольких людей2. Он родился 18 элула 1698 года (или 1700 года) в деревне Окопы в польской провинции Подолия, около Днестра. Здесь начинаются легенды.

Исраэль родился, когда отец был стариком, и скоро остался сиротой. Он был необычный ребенок, в двенадцать лет уже помогал учителю, наблюдая за младшими детьми, провожая их в школу и домой. Скрытый праведник, он иногда выполнял работу резника или простого рабочего. Он ходил из деревни в деревню, казалось, без особой цели. Затем женился на сестре известного ученого рава Гершона Китовера, который вначале стыдился нового родственника. Бааль Шем Тов присоединялся к группам благочестивых людей, а потом несколько лет провел в изоляции в горах, в Карпатах рядом с Китовым. В итоге он осел в маленьком городе Тлусте в польской Галиции. Там, в возрасте тридцати шести лет он «раскрыл» себя и приобрел широкую известность как целитель и святой человек. Потом он стал посещать еврейские города и местечки Подолии, Волыни и Галиции, привлекая многочисленных последователей.

Он начал проповедовать основные положения, которые подчеркивал хасидизм в еврейском учении. Творец находится везде. Величие Его творения. Важность и значительность человека во вселенной. Влияние, которое человек и его действия оказывают на Самого Творца.3 В зле всегда есть добро, потому что ничто не может существовать, если нет в нем искры святости. Молитва — ключ к Б-гу и первое средство духовного подъема Израиля, главная поддержка еврейской жизни и его первое дело. Ежедневное омовение в микве4 — предпосылка духовного очищения. Радость — необходимый фон еврейской жизни, а пессимизм и депрессия ведут к греху и духовной апатии. Энтузиазм и сознание присутствия Б-га — главные условия для изучения Торы и исполнения мицвот. Заповеди надо исполнять эмоционально, чувствуя их святость. Молиться следует с предельной концентрацией (,каваной). Изучать Тору и исполнять заповеди — только с чистыми намерениями, без всяких посторонних мотивов, ради исполнения воли Творца. И наконец: цадик (святой человек) соединяет еврейский народ в одно тело Израиля и служит связью между Создателем и массами, которые могут быть неспособны к духовному подъему сами.

Ни одна из этих идей не была новой для иудаизма,5 но их комбинация создала новую, почти революционную программу. Наряду с этим, хасидут делал большой упор на кабалу в теории и поведении. С середины шестнадцатого века влияние Кабалы Аризаля на раввинов все росло, но история Шабтая Цви вынудила изучать ее в дальнейшем подпольно. Ее знание и использование запрещалось для необразованных еврейских масс. Это предубеждение к Кабале еще усилилось после Якова Франка.

В 1756 году Ваад арба арцот, Совет четырех земель, постановил, что изучать кабалу разрешается только мужчинам старше сорока лет. Это нарушил хасидизм, который поставил Зоар (основную книгу кабалы) на первый план еврейской жизни.

6Исходя из мистического взгляда на жизнь и Тору, он изменил ряд обычаев, давая предпочтение кабале перед принятым законом. Кроме того он поменял общий нусах 7молитвы своих последователей с традиционного ашкеназского на сефардский, поскольку он был больше ориентирован на кабалу 8 Бааль Шем Тов ввел и новый способ изготовления и заточки ножей для резки скота (гихиты). Это тоже вызвало протесты, хотя потом было общепринято. Короче, к моменту своей смерти 6 сивана 1760 года Бааль Шем Тов вызвал бурю в восточноевропейском еврействе. Это движение с его революционной страстью и благочестивым рвением навсегда изменило еврейское общество.


1 Праведники, представляющие душу Израиля, лидеры, друзья, советники, посредники между Б-гом и человеком, какими их считали их последователи.

2 Айзенштайн в своей энциклопедии Оцар Исраэль перечисляет пять Бааль Шемов. Даже рав Хай-гаон и Кузари их обсуждают.

3 См. Кдушат Леви ребе Леви Ицхака из Бердичева, парашат Насо. Он пишет, что фразу «Б-г — твоя защитная тень» можно понимать так: тень отражает то, что делает человек — и Б-г, отвечая нам, как бы зависит от нас.

4 Ритуальный бассейн, в который погружаются полностью, необходим для очищения, согласно закону Торы.

5 Идею о том, что добро Б-га можно найти во всем, включая зло, решительно оспаривал рав Хаим из Воложина в Нефеш ахаим, 3:3. Эту концепцию можно неверно интерпретировать, тогда она очень близка пантеистической ереси Спинозы и, вероятно, более чем все другие идеи этого движения, она вызвала разрыв с митнагдим — оппонентами хасидута.

6 Хасидут не был монолитным в этом вопросе. См. Ахасидут, Арон Маркус, Бней-Брак, 1980, стр. 66, где описана сильная оппозиция внутри самого движения раби Нахману из Бреслава за его популяризацию кабалистических тайн среди масс, которые, как чувствовали его оппоненты, были недостаточно подготовлены для этих занятий.

7 Порядок и подбор молитв. Изменения в ритуале, введенные хасидскими учителями, были основной причиной оппозиции к ним. Галахическое обсуждение этих конфликтующих взглядов можно найти в Ябиа омер (6:10) рава Овадьи Йосефа.

8 Он был принят не полностью, лишь те изменения, которые могли совместить Нусах ашкеназ с Кабалой Аризаля. Это вело к путанице, многие его взгляды не были точно известны, и не было общего согласия, до какой степени ему следовать. Основатель Хабад/Любавич рав Шнеур Залман из Ляд был первым из ранних хасидских лидеров, который опубликовал Сидур (молитвенник) с теми добавками из Аризаля, которые считал нужными. Поэтому его сидур стали называть Нусах Ари.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?