Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Война, Народы мира, История еврейского народа, Берл Вайн, Диаспора, Ам Исраэль хай, Эмансипация
Наполеон вовлек евреев в свою военную жизнь. В 1798 году он отправился из Франции на Ближний Восток, чтобы его завоевать. Османская империя все еще приходила в себя после поражения от России, когда она потеряла часть полуострова Крым, а в Турции поднимались восстания недовольных правительством. Наполеон увидел в этом возможность вытеснить Турцию из Палестины и пошел вперед. Он рассматривал это как новый крестовый поход и жаждал добавить Иерусалим к списку своих военных побед. Его армия захватила Мальту и проследовала в Египет. Здесь он стал искать поддержки мусульман в борьбе против Турции, даже внушал, что он и его армия с готовностью оставят христианство и примут ислам. Но египтяне не спешили содействовать цели Наполеона, и в начале 1799 года он ушел из Александрии, чтобы занять Палестину.
И в Стране Израиля он встретился с жестоким сопротивлением турецкого губернатора Йезема Паши.1 У этого губернатора был еврей-советник Хаим Пархи, который побудил его защищать страну всеми силами от вторжения Наполеона. Евреи страны были едины в поддержке турок против Наполеона. Сефардские евреи, выходцы из мусульманских стран не страдали так, как их ашкеназские братья, они были строго лояльны по отношению к правительствам своих стран. И для них западная культура и идеи были совсем не так привлекательны как для евреев Европы.
Главным лидером еврейского Иерусалима того времени был рав Иом Тов Альгази, он и его суд публично читали молитвы за победу турок и боялись победы Наполеона.2 Наполеон подошел к Иерусалиму, увидел его грозные стены и повернул на запад, к морю. Он взял город Яффо, перебил четыре тысячи его защитников и повернул вдоль берега на север. В шабат перед Пуримом 1799 года Наполеон начал осаду средиземноморского портового города Акко (см. дополнение в конце главы Г.С.). В эту субботу там был легендарный раби Нахман из Бреслава и чудом спасся от битвы на следующий день, прокляв императора. Наполеон не смог победить, был вынужден снять осаду, и ушел с Ближнего Востока. Оппозиция палестинских евреев внесла вклад в его противоречивые чувства по отношению к еврейскому народу.
В 1812 году Наполеон совершил фатальную ошибку, повернув на восток для новых завоеваний. В 1807 году в Тильзите, Восточная Пруссия, он подписал мирный договор с Пруссией и Россией. По условиям соглашения Пруссия отказывалась от своих польских провинций, которые образовывали новое единство — герцогство Варшавское. Оно было связано с Францией договором, Наполеон тешил вечную надежду поляков на национальную независимость всей Польши. В герцогстве был значительный процент евреев, которые подобно своим западным братьям сначала приветствовали Наполеона и французов, как новых хозяев. Все было лучше жестокого царя Александра! По условиям договора в Тильзите с его секретным приложением, Наполеон и Александр стали союзниками, разделив Европу между собой. Между двумя императорами было достигнуто взаимопонимания, и они договорились, как Россия станет атаковать порты Великобритании, чтобы Наполеон смог добиться доминирования над всем миром. Но царь скоро потерял охоту поддерживать этот союз и отказался выполнять многие его пункты. Наполеон пытался его склонить к выполнению договора, но потом потерял терпение и к 1812 году рассердился на бывшего союзника.
Весной 1812 года Наполеон собрал в Польше огромную армию в полмиллиона солдат, надеясь этим склонить Александра к сотрудничеству. В конце июня он совсем потерял терпение, двинул войска вперед и 14 сентября достиг Москвы. Но Александр не стал искать мира. Русские использовали тактику «выжженной земли» на всем пути своего отступления. Они разрушали посевы и города, чтобы армии Наполеона ничего не оставалось, что достигло кульминации в сожжении Москвы в день ее захвата. Наполеон с его «великой армией» оказались истощены и неподготовлены к суровой русской зиме. Ему пришлось отходить на запад, и это отступление положило конец мечте Наполеона о господстве над Европой.
Меньше десяти тысяч изможденных солдат осталось от могучей французской армии, когда он вернулся домой.
В 1814 году Наполеон отрекся от престола, и был сослан на Эльбу. А в 1815 году он бежал во Францию и правил Сто Дней, но потом потерпел поражение в битве у Ватерлоо, снова сложил с себя власть, и его сослали на остров Св. Елены, где он умер в 1821 году.
1 Он очень пострадал от своего жестокого господина, султана, который его изувечил. Смотри Толдот адорот, т. 3, стр. 379.
2 Там же, стр. 44.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?