Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Богатство, Война, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы
И Писание криком кричит: «Жену достойную кто найдет», то есть: кто же сможет постичь всю глубину мудрости их (слов Торы. — Прим. пер.), как они есть? И продолжает Писание: «Полагается на нее сердце мужа ее (вот что это значит: тот, кто изучает ее постоянно, кто привязал себя к ней так, как должно, может полагаться на то, что в заслугу ее с небес проявят к нему милосердие всегда, когда он будет в нем нуждаться), и добыча не оскудеет». Здесь речь идет вот о чем: когда двое противников воюют, обычно победитель забирает в качестве добычи все имущество побежденного. И когда это хорошо? В том случае, если победители были малы числом, а проигравшие — чрезвычайно многочисленны. Тогда добыча велика, и на каждого победителя приходится очень большая доля. И совершенно наоборот обстоят дела, если проигравшие были более малочисленны или даже равны числом победителям — тогда на долю каждого придется лишь немного добра. Именно про это говорит Писание: пусть тебе не кажется, что радость Торы, приходящая к изучающему ее, когда он, погрузившись в ее глубины, находит в ней неизвестную ранее мудрость, — эта радость велика лишь тогда, когда изучающих немного; если же их становится больше, то на долю каждого мудреца почти не остается открытий. На самом деле это совсем не так: «добыча ее не оскудеет»! Даже если бы изучали Тору все евреи, посвящая этому все дни своей жизни, — в ней содержится такое множество различных оттенков мудрости, что хватит на каждого и каждый сможет получить свой удел в Торе: тот в Писании, этот — в Мишне, третий — в Толкованиях, четвертый же — в Законах. (Именно об этом мы все просим в наших молитвах, когда говорим: «И дай нам наш удел в Торе Твоей». А то, что столько евреев остаются неучеными, так это потому, что их родители не водили их к преподавателям, или потому, что они сами ни под каким видом на это не соглашались.) И посмотри: все ведь знают (об этом говорится в святых книгах и повторяется в стихотворных гимнах), что Вс-вышний намеревался дать Тору первому человеку, Адаму, уже в райском саду, и помешал этому только его грех. И в другом месте мудрецы Талмуда высказались совершенно ясно, что, если бы первый человек не согрешил, он жил бы все время, пока существует мир, то есть шесть тысяч лет (наши мудрецы говорят: «Шесть тысяч лет будет существовать мир»), А ведь если бы это было так, к нашему времени в мире было бы во много тысяч раз больше людей, чем сейчас: ведь они жили бы вечно. И занимались бы все эти люди в первую очередь, несомненно, Торой; ведь сказано: «Человек для труда рожден», и объясняют мудрецы Талмуда: «Речь идет о труде изучения Торы». А все это означает, что Тора была приготовлена для передачи человеку с самого момента сотворения мира (и Притчи говорят о том же самом: «При создании небес — там я»), и мудрости ее хватает на всех людей и на все шесть тысяч лет существования мира.
Шем Олам, 10
С любезного разрешения издательства Гешарим
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций: бык символизирует его роль «работника на поле Б-жьем, что является целью жизни еврея».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Бенцион Зильбер
Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.