Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Проценты
Согласно Торе, запрет выплаты процента действует только в тех случаях, когда получатель ссуды платит этот процент непосредственно заимодавцу или, выполняя указание заимодавца, другому человеку, не участвующему в сделке. Но если появляется третий активный участник сделки (кроме получателя и заимодавца), то он может по собственной инициативе вручить деньги обладателю капитала, чтобы побудить его дать ссуду тому, кто в ней нуждается. В таком случае заимодавцу нельзя передавать одолженные деньги получателю через эту третью сторону.
Третьей стороне разрешено производить самые обычные выплаты процента.
Но ни при каких обстоятельствах получатель ссуды не может компенсировать третьей стороне выплаты заимодавцу, произведенные с целью стимулировать выдачу этой ссуды. Сомнительно также, чтобы получатель мог просить посредника (третью сторону) заплатить процент заимодавцу.
Не надо понимать буквально приведенное в начале главы положение, согласно которому запрет процента относится исключительно к случаям, когда получатель ссуды платит его непосредственно заимодавцу. Оплата иногда производится не из рук в руки, а через самого посредника. Поэтому, даже если получатель платит процент третьей стороне, а не заимодавцу, все равно считается, что именно заимодавец получает процент.
Отметим также, что неважно, от кого исходит инициатива. Другими словами, нет разницы между ситуацией, когда заимодавец настаивает, чтобы получатель ссуды заплатил третьей стороне, и ситуацией, когда получатель сам предлагает выплатить денежную сумму третьей стороне.
Подобная плата запрещена, даже если в качестве третьей стороны выступает филантропическая организация.
Пример
Заимодавец не может сказать: "Ссуду я тебе предоставлю, но с условием, что ты дашь столько-то денег на благотворительные нужды".
Запрет выплаты процента действует лишь в том случае, когда получатель ссуды выплачивает его заимодавцу или третьей стороне, уполномоченной заимодавцем.
Разрешается, однако, выплатить гонорар посреднику, нашедшему заимодавца, который готов предоставить беспроцентную ссуду.
Вопрос
Может ли посредник, берущий плату у получателя ссуды, предложить "премию" потенциальному заимодавцу, чтобы побудить того предоставить ссуду своему клиенту?
Ответ
Хотя посредник может заплатить заимодавцу (см. предыдущую главу), это разрешение не распространяется на случаи, когда посредник берет плату у должника.
Причина
Поскольку посредник берет плату у должника, может создаться впечатление, будто, платя заимодавцу, он действует от имени и по поручению самого должника.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?