Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Глава 23

1. Мудрецы делят жизнь Сары на три части: «сто лет, и двадцать лет, и семь лет», — детство, зрелость, и, наконец, завершающая фаза жизни. О человеке нравственно и духовно совершенном нельзя сказать ничего лучшего, чем то, что в старости он, действительно, был старцем, зрелым — в зрелом возрасте и ребенком в детстве. Мудрецы говорят: тот, кто живет по истине, накапливает лучшее, свойственное каждому возрасту. Отсюда выражение בא בימים, буквально «он идет через дни». Не проходит над или под ними, но движется прямо сквозь них. Нравственные и духовные достижения прожитых лет не теряются и не исчезают, человек берет их в свое будущее, не позволяет времени «ограбить» себя, отнять достигнутое.

Так и Сара сохранила детскую прелесть и чистоту двадцатилетней девушки во все дни своей жизни. Это определение наших мудрецов представляет собой разительный контраст общепринятым взглядам, связывающим невинность с детством, а физическую красоту с порой расцвета. Взгляд Торы, однако, глубже. Ведь невинность предполагает возможность греха. Человек вынужден каждый день выходить на бой с чувственностью и страстями. Только девушка или юноша, достигшие зрелости, могут быть названы действительно невинными.

4. אחזה означает постоянное жительство, укоренение в данном месте. Авраам не просто просит разрешения похоронить свою жену. Он хочет, чтобы его жена покоилась в месте, которое перейдет в ее постоянное, вечное владение. Вот почему он прежде всего заботится о приобретении земли. Много лет Авраам странствовал по стране и, несмотря на свое богатство, до сих пор не приобрел в ней ни пяди. Но теперь необходимость похоронить жену заставляет его приобрести участок во владение. Могила жены становится первой нитью, связывающей его с этой страной, с местом, которое отныне будет удерживать его: אחזה (от אחז — «держать», «хватать»).

19. ПОСЛЕ ЭТОГО. Только после того как пещера и прилегающие к ней участки поля стали постоянной собственностью, владением Авраама, он хоронит там свою Сару. Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают церкви или мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники. С другой стороны, идея о каком-то определенном времени, в течение которого следует сохранять кладбища, совершенно чужда нашей традиции. Места, где покоятся мертвые, святы вечно. Ситуация, когда дети украшают могилы родителей дорогим мрамором и живыми цветами, а внуки разрывают эти могилы и сваливают кости своих предков в общую груду, евреям кажется дикой.

Здесь следует добавить еще два замечания. Расхожее мнение, что для евреев главное в жизни — это продавать и покупать, делать гешефты. В связи с этим следует вспомнить, что, когда наши законоведы исследовали Писание, чтобы найти в нем опору для выработки законов о купле-продаже, они нашли только два места, в которых говорится об этом. Первое — покупка Авраамом поля Эфрона. Второе — покупка поля пророком Ирмеяу, совершенная с целью продемонстрировать евреям его веру в будущее еврейского государства. В то время войска Вавилона уже стояли у стен Иерусалима. Ирмеяу было открыто Богом, что Иерусалиму суждено пасть за свои грехи, но по прошествии 70 лет евреи вернутся и отстроят Иерусалим и разрушенный Храм (Ирмеяу 32:6). Итак, из двух мест в Писании, где говорится о купле-продаже, первое повествует о периоде до основания государства, а второе — о времени его конца.

Форма еврейского брачного договора также основана на процедуре покупки поля Эфрона. Пустопорожние языки обвиняют евреев в том, что они «покупают своих невест». Действительно, еврей «покупает» невесту, но потом, когда она остается с ним, он лелеет ее как свою величайшую драгоценность, как самое дорогое, что у него есть на земле. Счастливы мы, если в основу всех наших браков ляжет договор, проникнутый тем духом, которым был исполнен брак Авраама и Сары и который получил свое конечное выражение в «покупке пещеры Махпела».


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?