Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Высокий моральный уровень достигается при помощи ограничений. Среди заповедей очень много таких, которые, на первый взгляд, посягают на личную свободу человека. Тем не менее, наличие запретов не мешает евреям наслаждаться жизнью.

Да, многие законы в иудаизме носят ограничительный характер. Но их ограничения направлены на то, чтобы помочь человеку не делать сегодня того, о чем он пожалеет завтра. Человеку может нравиться состояние алкогольного опьянения, но за ним наступает похмелье. Цель иудаизма — устранить «похмелье» упадка, предотвратив сам «упадок». Человек остается духовно и морально чистым только тогда, когда он ограничивает свои желания. Вот почему иудаизм накладывает ограничения на пищу, стиль одежды, работу в шабат и праздники, сексуальные отношения, контролирует склонность человека к злоупотреблению правами других людей. Иудаизм вовсе не ставит целью сделать человека несчастным. Напротив, эти ограничения помогают достижению удовлетворения на более высоком уровне. Радость близких и искренних отношений с супругой намного превосходит переживания случайной встречи. Шабат приносит гораздо больше духовного наслаждения, чем доза наркотика.

Некоторые могут возразить, что человеку необходима абсолютная свобода. Звучит прекрасно, но совершенно невыполнимо на практике. Абсолютная свобода означает удовлетворение своих личных устремлений, даже за счет попрания прав других людей. Абсолютная свобода может принести с собой волну убийств, ограблений, насилия, распад семьи и общества. Абсолютная свобода позволяет человеку разрушать свое тело пищевыми излишествами и наркотиками. Ясно, что некоторые ограничения нужны для пользы самого человека. Для того, чтобы дать дорогу всему хорошему, заложенному в человеческой природе, иудаизм ограничивает его вредные импульсы.

Однако не следует впадать в заблуждение, думая, что иудаизм тождественен аскетизму и проповедует лишения ради лишений. В действительности, иудаизм полностью отвергает идею, согласно которой человек рождается для страданий и должен поэтому отказывать себе во всех удовольствиях. Напротив, иудаизм полагает, что радости этого мира были созданы для человека, и, отвергая удовольствия, человек отвергает доброту Б-га. Закон велит радоваться в праздники, сопровождая их веселым застольем и песнями, достойно одеваться, есть здоровую и вкусную пищу и жить со всеми удобствами. Иудаизм наставляет своих адептов не бежать от мира, но жить в нем: вступать в брак и рожать детей (этот призыв относится также и к служившим в Храме коаним). «Служите Б-гу с радостью» — основной принцип иудаизма. Всякий, кто побывал на праздновании Пурима, на еврейской свадьбе, на хасидском собрании или на торжестве в ешиве, знает, как могут веселиться евреи. Еврейские песни, юмор и кухня широко известны и ценятся не только евреями. Безусловно, религиозные евреи участвуют в большинстве аспектов современной жизни, но они всегда избегают теневых ее сторон, помня, что их задача в жизни — сохранить искру святости, которой наделил их Б-г.

Позволяя евреям разделять радости жизни, иудаизм предостерегает против гедонизма и материализма. Следует помнить, что человек живет на земле не только с целью получить удовольствие и накопить состояние. Действительно, стремление разбогатеть, утереть нос соседу, защитить свое добро от грабителей и налогового чиновника приводят даже самых спокойных людей к язве желудка. Можно испытать мимолетное удовлетворение от обладания дорогими вещами или найти его в алкоголе, наркотиках и распущенности — но все это только поверхностное, временное «счастье». Что останется, когда пройдет этот миг? Что ждет вас на склоне лет, когда вы уже устали от жизни? А что остается умирающему? Как могут эти несколько моментов радости компенсировать весь ужас отчаянных поисков еще одной дозы наркотика или стакана вина, леденящий страх в преддверии смерти?

Иудаизм призывает к разумной, уравновешенной жизни. Не отказывай себе в радостях мира, но и не теряй ощущения меры, контроля над собой. Радуйся еде, праздничному застолью, но не объедайся. Стремись к долговременному счастью, которое сопутствует стабильной семье, к жизни без стрессов, проходящей в постоянной преданности Б-гу. Испытывай постоянное удовлетворение от того, что ты — полноправный член еврейского народа, знай, кто ты есть и к кому ты можешь обратиться за помощью. Стремись в душе своей к миру, который дается осознанием преходящести нашей жизни на земле — истинная награда ожидает тебя в Грядущем Мире.

Это и есть идеальное бытие. Оно возможно только в организующих, ограничивающих рамках законов Торы.

с разрешения издательства Швут Ами


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»