Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Истоки»

Тем, кто учит Тору

Написано о евреях, вышедших из Египта и расположившихся станом в Синайской пустыне, что после получения отчета от разведчиков, которые ходили в Святую землю, они воскликнули всем народом (Бемидбар 14:2): «О, лучше бы мы умерли в Египетской стране! Или в этой пустыне умерли бы!»

Из того, что евреи, поверив наговору разведчиков, распустивших злой слух о Святой стране, произнесли такие страшные слова (лучше нам умереть в пустыне!), следует, что они действительно предпочли остаться в пустыне. Результат: Всевышний дал им то, что они просили.

Почти все поколение умерло, не дойдя до Святой земли. А те, кому было разрешено в нее войти (женщины, дети, левиты), сорок лет ходили по пустыне в ожидании, пока умрет последний из воскликнувших: лучше нам тут скончаться!

Отсюда мы учим, что мир управляется по принципу «мера за меру».

А теперь откроем Рамбама (Илхот Деот). Он пишет, что во всем нашем мире не найдется настоящей награды, чтобы заплатить за исполнение даже одной заповеди Торы. Потому что «стоимость» заповеди безгранична. И если можно за нее получить адекватную награду, то только в грядущем мире.

Странные слова. Разве мы не знаем, что есть люди, которые получают вполне очевидную награду за свои хорошие дела и благие поступки? Причем получают прямо в нашем мире! Что называется «не отходя от кассы». Но, по Рамбаму, они ничего не получают. Очевидное противоречие. Чтобы его разрешить, надо признать, что человек сам определяет «стоимость» своих поступков. Какую плату он установит для себя, так тому и быть. Если ему ценен наш мир, получит расплату согласно «ценнику-прейскуранту» этого мира. Если вполне понимает истинную стоимость нашего преходящего мира, но тем не менее хочет получить что-то и здесь, то так и получит — часть здесь, часть там. Т.е. меру награды для себя он устанавливает сам.

Это одно из основных правил, по которым Всевышний управляет Своим творением. Оно работает для всех людей во всех их делах. В какой «валюте» мы хотим получить вознаграждение, в той и получим.

Еще мы учили у наших мудрецов, что если человек сострадателен к своим ближним, то и Небо сострадательно к нему, — причем ровно в той же степени. Как человек относится к поступкам других людей (требовательно или умея прощать), так наверху судятся и его поступки. Человек сам определяет меру мягкости или требовательности суда, которым будут его судить после завершения жизни. Чем определяет? Своей мягкостью по отношению к другим или своей требовательностью и непримиримостью. Но если, будучи человеком мягким и умеющим прощать, все же предпочитает, чтобы его дела судились со всей строгостью, то так и будет судим — строго и бескомпромиссно.

Об этом пишет Хатам-Софер, когда комментирует стих (Дварим 13:18): «И даст тебе (Всевышний) милость и смилостивится над тобой». Время от времени человек как бы проверяется на умение милостиво относиться к другим людям. Ему дается специальное испытание; в этом смысл слов «и даст тебе милость» — даст возможность проявить милость. Если проявил — «смилостивится над тобой». Не проявил — вини самого себя.

То же самое мы можем выучить из продолжения истории с разведчиками. После того как Всевышний объявил Моше, что Он решил покончить с евреями, пророк начал молиться, прося о милости. При этом он перечислил добрые проявления Самого Всевышнего в нашем мире (долготерпелив, прощает и пр.). Рамбан замечает, что одно качество — «помнит о заслуге отцов в тысячах поколений» — Моше пропустил. Потому что помнить заслугу отцов — Авраама, Ицхака и Яакова — в этом случае не имело смысла: для того, кто возненавидел Святую землю, нет доли в награде, полученной праотцами за их любовь к этой земле.

Выходит, что даже такая простая награда как «заслуга отцов», которую человек получает ничего не делая, только из-за того, что у него были праведные отцы, — даже такая легчайшая из наград определяется нашими делами: воспитали мы в себе то же качество, что помогло нашим отцам в их делах, — получаем часть их награды; не воспитали — остались ни с чем.

Как много зависит от нас! Войти или не войти в землю, получить или не получить награду за добрые дела наших отцов, — все это устанавливается для нас нами самими. И даже где получить награду за свои собственные хорошие поступки — здесь, сейчас, или в будущем мире, — решаем только мы.

Есть в сказанном высокий смысл. Человек, живущий по нормам Торы, согласно которым духовная компонента мира важнее ее материальной составляющей, человек, смотрящий на наш мир не иначе, как на пролог к миру грядущему, — такой человек своими руками как бы строит то отношение к себе, что реализуется сверху. «Насколько ты добр к людям, настолько и Небо добро к тебе. Как ты судишь других, так и сам будешь судим».

(По уроку рава Йехезкеля Левинштейна)


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?