Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Холь аМоэд, Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Тора и бизнес
1. Запрещена всякая торговля, как покупка, так и продажа. Только если появилась возможность совершить чрезвычайно прибыльную сделку, разрешается купить товар или продать, но так, чтобы никто не видел. И тогда следует потратить на Йом-Тов больше, чем предполагалось.
2. Если у человека есть товар и он опасается, что, если не продаст его немедленно, не сможет окупить затрат, разрешается продать его — поскольку это работа, не терпящая отлагательства. Но если нет опасения, что товар не окупится, хотя, возможно, не принесет и прибыли — его запрещено продавать, поскольку недополучение прибыли не называется убытком1.
3. Если на Холь а-Моэд выпала ярмарка, происходящая очень редко, или даже если она бывает каждую неделю, но2 сейчас канун государственных праздников и из-за этого на ней очень много покупателей — разрешается продать на ней товар, поскольку, раз это событие очень редкое, недополучение прибыли в данном случае считается убытком. Но торговать на еженедельной ярмарке в Холь а-Моэд запрещено. Если же в данное место нерегулярно приезжают купцы или приходят корабли, которые дешево продают или дорого покупают, и это происходит редко — также разрешается покупать у них или продавать им.
4. И также если человек должен купить вино во время, когда все его делают, чтобы пить его весь год, и если упустить время, то вино подорожает — разрешается купить его в Холь а-Моэд3; однако купить для того, чтобы потом с прибылью перепродать, запрещено4.
5. То, что необходимо для праздника, например, фрукты или пряности5, продают обычным образом, и даже при всех. И раз разрешено открыть магазин для евреев, в нем разрешено продавать также и неевреям.
6. Взыскивать долги даже с евреев принято разрешать, поскольку это считается делом, не терпящим отлагательства6.
7. Дать в долг под проценты нееврею, который всегда берет под проценты именно у этого еврея, разрешается, поскольку это дело, не терпящее отлагательства: ведь, если ему отказать, он может пойти к другому еврею. Если же еврей хочет дать в долго под проценты нееврею, не являющемуся его постоянным клиентом, пусть сразу возьмет с него проценты за одну неделю и истратит их на нужды праздника. Продавать товар тому, кто не является его постоянным клиентом, запрещено; и даже если он собирается истратить часть прибыли на нужды праздника, это все равно запрещено. Продать же товар постоянному клиенту разрешено, поскольку это дело, не терпящее отлагательства — ведь иначе он пойдет к другим продавцам7.
8. Обменивать валюту запрещается.
1 Если же у человека очень мало денег и он не может позволить себе потратить их, а если он продаст этот товар, у него будет много денег, и он сможет потратить (хотя бы часть из них) на праздник — ему разрешается продать этот товар. (Но, тем не менее, его магазин должен быть закрыт, и ему разрешается только впустить покупателя). И дополнительную информацию см. БГ.
2 МБ пишет об этом: «возможно».
3 Но так, чтобы никто не видел.
4 Если же прибыль будет очень большая, это разрешено, как сказано в параграфе 3. Если же человек разрешает себе это даже из-за небольшой прибыли, его не одергивают.
5 То есть вещи, которые долго не хранятся.
6 В МБ написано: Даже если он может взыскать их после праздника, поскольку взыскивание долга не считается торговлей.
7 (И пусть часть прибыли истратит на нужды праздника). И из-за этого «Элиягу Рабба» оправдывает тех, кто открывает свои магазины; однако они, тем не менее, должны держать их закрытыми, пропуская каждого нового покупателя отдельно, как в примечании 1 (и не следует выполнять там работу).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?