Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Суббота, Раби Шломо Ганцфрид, Запреты в Субботу, Путешествия
1. Не отплывают в море на корабле менее чем за три дня до наступления Шаббата, то есть запрещено делать это, начиная со среды1 и далее. Но отплывать по делам, связанным с заповедью, разрешено даже в канун Шаббата2.
2. В плавание по реке разрешается отплывать в любой день, даже в канун Шаббата, при условии, что еврею не придется работать на корабле в Шаббат; и даже если этот корабль тянет рабочий скот, это разрешено.
3. В тех случаях, когда разрешено отплывать на корабле в канун Шаббата, если человек поднялся на корабль в канун Шаббата и просидел там до темноты, то, даже если он потом сошел на берег и ночевал дома, ему разрешено после этого подняться на борт в Шаббата днем3, но лишь в том случае, если корабль отплывает не только ради этого еврея4.
Однако после того, как он переночевал дома, оказалось, что в качестве места проведения Шаббата (швита) он выбрал свой дом, и поэтому, если корабль пройдет в Шаббат расстояние, большее Субботнего радиуса, и причалит к берегу, этот человек будет иметь право передвигаться сам и передвигать свои вещи только в пределах 4 ама, а на большее расстояние ему передвигаться запрещено (и см. ниже, глава 95).
4. Плавать на корабле в Шаббат для того, чтобы помолиться в миньяне или ради другой заповеди, если корабль обслуживает также и других, следует разрешить. И, тем не менее, плывущему на корабле следует подняться на корабль в канун Шаббата, пока не зашло солнце, и быть на борту, пока не стемнеет; а после этого он может пойти домой, а в течение Шаббата вернуться на корабль.
Но если корабль плывет только ради этого еврея — этого разрешать не следует.
1 По мнению же а-Гра — в четверг. (В некоторых местах не придают этому значения и отплывают на корабле даже накануне Шаббата. И не следует запрещать им это. Только нужно, чтобы на корабле было большинство неевреев).
2 Об этом, а также о том, что обсуждается в параграфе 4, см. мнение МБ в главе 248.
3 Некоторые запрещают покидать корабль. Если же человек придерживается мнения разрешающих — не следует запрещать ему.
4 По этому поводу (относительно всех разрешений отплывать, приведенных в этом параграфе) см. МБ на главу 248 и БГ там.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?