В синагоге, куда приходили многие евреи, соблюдающие далеко не все заповеди Торы, сразу же после молитвы Неила[1] было объявлено, что молитва Коль Нидрей[2] в следующий Йом Кипур[3] начнется ровно в шесть вечера. Многие прихожане удивились, почему такое объявление делается почти за год до Йом Кипура.
Габай синагоги ответил им:
— Чему вы удивляетесь! Многие из тех, кто сейчас находится здесь, не появятся в синагоге до следующего года. Должны же они знать, когда приходить!
Богатство и бедность
Однажды раввин во время урока в синагоге рассказывал о грядущем мире. Среди всего прочего он упомянул и высказывание мудрецов, в котором сказано, что грядущий мир является противоположностью этого мира. Тот, кто богат сейчас, будет беден в будущем мире, и, наоборот, кто беден в этом мире, будет богат в грядущем…
После урока к раву подошел один из прихожан и сказал:
— В соответствии с тем, что вы сказали, меня ожидает завидная доля в будущем мире, так как здесь я бедняк. Если так, то дайте мне сейчас взаймы 1000 рублей, а в будущем мире я верну вам эти деньги!
— Что ты будешь делать с этой суммой? — улыбнулся раввин.
— Куплю товар и займусь бизнесом!
— И ты собираешься заработать на этом много денег?
— Конечно! Целая тысяча, несомненно, принесет большой доход!
— Если так, то получится, что ты разбогатеешь, а значит, в грядущем мире будешь уже бедняком и не сможешь расплатиться со мной…
Приглашение
Рабби Исроэль Салант повторял:
— Я очень часто видел, как проходящего мимо синагоги еврея зовут принять участие в молитве:
— Заходите! Присоединяйтесь к нам!
Но ни разу за всю свою жизнь я не слышал, чтобы во время застолья люди стучали в окно и созывали бы проходящих по улице:
— Трапеза, трапеза, присоединяйся к нам!
Путешествие
Как-то раз хасид решил съездить в соседнее местечко к ребе. Он нанял извозчика, которому пообещал заплатить три рубля за то, что тот отвезет его.
Они поехали. Сразу за деревней дорога пошла круто вверх. Извозчик обратился к пассажиру с просьбой:
— Слушай, лошадь старая, еле идет, не дотащит она повозку доверху. Давай пойдем в горку пешком.
Тот согласился.
Только дошли доверху, извозчик говорит:
— Ехать вниз опасно, лошадь понесет, ногу сломает, как я зарабатывать буду?
И на этот раз пассажир согласился. Они пошли пешком и дальше. После спуска извозчик снова просит:
— Смотри, вон уже и деревня, а мне еще назад возвращаться. Зачем лошадь мучать? Дойдем!Так они и дошли до местечка, где жил ребе. Прощаясь, «пассажир» вытащил три рубля, передал их извозчику и сказал:
— Вот твои деньги, только ответь мне на один вопрос. Зачем я в деревню ехал, я знаю. Мне нужно к ребе. Зачем ты туда ехал, я тоже знаю. Тебе нужны деньги. Но зачем мы с собой еще и лошадь тащили?!
[1] Неила — завершающая молитва Йом Кипура
[2] Коль Нидрей — первая молитва Йом Кипура
[3] Йом Кипур — День искупления
из журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?