Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Евреи и египтяне

Вторая глава книги Шмот рассказывает о том, как развивался «межнациональный конфликт» между евреями и египтянами. На самом высоком уровне сыновей Израиля представляли пророк Моше и его брат Аарон, от египтян выступал фараон. То был долгий и трудный диалог.

Моше убеждал египетского царя в необходимости отпустить евреев — «отпусти народ мой», — а тот упирался, поскольку какой государственный муж согласится добровольно отпустить бесплатных государственных рабов, если их можно использовать на «ударных» египетских стройках? Аргументы, которыми пользовался Моше, были просты и весомы. О них слышали все, — это, так называемые, «египетские казни». Всего их было ровно десять, в нашей главе рассказывается о первых семи: воды Нила превратились в кровь; Египет был поражен несметными полчищами лягушек; египтяне и их скот подверглись страшной атаке жалящих насекомых; люди пережили небывалое нашествие огромных стай хищников; без видимой причины произошел падеж скота; по стране прокатались жуткая эпидемия непонятной болезни с нарывами, воспалениями и язвами; на города и селения египтян, а также на их поля обрушился необыкновенный силы град с огнем. (В следующей главе будет сообщено об оставшихся ударах по Египту: саранча, тьма, смерть всех первенцев.) Каждая «казнь» совершалась по такой схеме. Моше приходил и просил фараона: отпусти евреев, иначе с тобой и твоим народом произойдет такая-то неприятность. Фараон не верил, что такое вообще возможно, — и «казнь» происходила. Но «властитель земли древнеегипетской» продолжал стоять на своем. Аргументы его не убеждали.

Если кто-то скажет, что таких глупых и упрямых государственных мужей не бывает, то приведем пример из современной истории. Евреи одной цивилизованной, почти европейской страны пытались оставить ее.

Правители той страны отказывали им в таком праве. Евреи устраивали демонстрации, голодовки. Правители — ни в какую. Уже правители других стран просили их и уговаривали. Даже угрожали: если не отпустите — не будем с вами торговать, не дадим вам благоприятного статуса в торговле, не поставим дешевого зерна, которого вам так не хватает. Но те стояли как скала — несмотря на крупный ущерб, который они несли, и несмотря на удар по собственному престижу в глазах всего мира. С ними и мировые интеллектуалы бились, и нобелевские лауреаты, и ООН, и банки мирового развития, — режь, а не отпустим! Помните таких? То же самое фараон. Пусть хоть все мы умрем, а евреям свободными не бывать! Поэтому пришлось вмешаться Всевышнему. Редчайший случай прямого проявления Высших сил на земле, ибо столь явно и массово чудо произошло в истории еще один только раз — когда евреи получали Тору на Синае.

Сегодня люди могут спорить о том, существует ли над-физическая реальность или все это выдумки раввинов и «клерикалов». Египтяне не спорили; они все пережили, что называется, на своей шкуре.

Им было как бы сказано: вы поклоняетесь идолам? Тогда в первую очередь будет нанесен удар по вашим идолам. Что обожествляли древние египтяне? Свою реку Нил, которая приносила плодородный ил на поля и делала египетское сельское хозяйство не зависящим от прихотей североафриканской погоды с ее засухами и пустынными суховеями. Итак, поклоняетесь воде Нила? Так вот вам вместо воды — кровь! Вода, символ жизни, превращается в кровь — символ смерти, ибо кровь, текущая по земле, — это смерть.

Так происходит всегда. Египтяне приносили жертвы Нилу — первым пострадал Нил. Римляне поклонялись богу войны — Рим был разрушен мечом варвара. Одна из сверхдержав современности похвалялась небывалым расцветом «дружбы народов», которые населяли ее огромную территорию, — национальные войны и по сей день потрясают республики, некогда входившие в состав этой империи. Фикция, призванная приукрасить действительность, расползается всегда первой, обнажая всю слабость системы, которая пряталась за ней.

Египтяне, надменные идолопоклонники, носители древних знаний, создатели одной из самых ранних цивилизаций, исчезли, не оказав никакого, по существу, влияния на всю последующую историю. Шумеры оставили, крито-микенцы оставили, но не египтяне. Ничего, кроме пирамид и сфинксов, о предназначении которых мы можем только догадываться.

Пирамиды — усыпальницы фараонов? Но зачем?! Чем утонченнее идолопоклонство, тем бесславней его конец. С этим законом мы знакомимся не только на примерах прошлого, но и на собственных судьбах: современные Египты стоят не дольше семидесяти лет.

Век человека…

И в заключение несколько слов о тех, кто вывел евреев на свободу из первого Египта, — о Моше и Аароне… Вопрос такой: почему Всевышний послал на спасение народа сразу двух? Разве недостаточно было одного спасителя? Этот вопрос однажды задали известному раввину прошлого века раби Шмуэлю Могилеверу (1824—1898, Белосток), выдающемуся талмудисту «литовского направления». Раввин ответил, что в будущем придут тоже два освободителя, чтобы вывести евреев из галута (рассеяния), — сначала Машиах бен Йосеф, затем Машиах бен Давид. На это ученики заметили: «Но раби, это не ответ! Теперь мы можем спросить: зачем придут два Машиаха?» Рав Могилевер подумал и сказал: «Им предстоит тяжелая работа. Один выведет евреев из галута. Другой выведет галут из евреев».


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?