Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В Талмуде сказано: "Зависть, сладострастие и честолюбие убивают человека". От этого мы должны уберечь наших детей.

«Люби ближнего своего как самого себя», — учит нас Тора. Здесь идет речь о бескорыстной любви, не зависящей от выгоды. В наше время, к сожалению, некоторые пытаются доказать, что мораль существует только для поддержания нормальной жизни общества. То есть соблюдать заповедь «Не укради!» нужно только для того, чтобы тебя самого не обокрали. Если ты не будешь зариться на чужое имущество, то и другие не посягнут на твое. Однако всегда найдутся люди, которые отвергнут эти правила, потому что считают себя сильнее или хитрее окружающих. Иные скажут, что не боятся мести обиженных ими, так как привыкли рисковать.

Говоря о морали, учитель устрашает ученика наказанием. Не обманывай, иначе тебя накажут. Будь честным, держи слово, чтобы прослыть порядочным человеком. Богатым не стоит притеснять бедных, ибо, доведенные до отчаяния, народные массы устроят революцию, от которой пострадают богатые.

Утилитарная мораль учит заботиться только о себе, разжигает жажду наживы. О каком самопожертвовании может идти речь, если нам говорят, что быть добрыми — выгодно? В час испытания человек, воспитанный на принципах «разумного эгоизма», скорее всего, отбросит их и сделает так, как подскажет ему животный инстинкт. Тем более, если вопрос станет ребром: вести себя морально и проиграть или поступить аморально и выиграть.

Человек, с детства впитавший принципы утилитарной этики, быстро поймет, что он одинок в мире и окружающие ему не только не помогут, но будут радоваться его неудачам. Ведь помогать ему невыгодно! Он возненавидит общество, которое научило его ханжеской морали и одновременно пренебрегло им. При первой же возможности этот человек постарается отомстить обществу, не разбирая кто прав, кто виноват. Он будет завидовать, умалять заслуги других и рваться к успеху любой ценой. Таков результат воспитания по законам утилитарной морали.

Библейская этика, поэтически воплощенная в псалмах Давида, учит другому. Праведники вершили добрые дела не из корысти. Недаром царь Давид выразил в своих псалмах надежду, что высшая мораль, мораль Торы станет когда-нибудь достоянием всего человечества. Мы должны творить добро не из выгоды, а потому, что так велел Всевышний. Ведь человек создан по образу и подобию Б-га. Значит он должен стараться подражать Всевышнему во всем: прощать обиды, понимать других, стремиться к бескорыстию. Наша миссия в этом мире — возвестить всему человечеству об истине Господней. Но прежде чем учить морали человечество мы обязаны следовать Торе сами. И научить этому наших детей.

Задача учителя — воспитать верующего человека. Но это невозможно без воспитания любви к людям.

Нельзя допускать, чтобы ритуалы заменяли глубокое понимание законов морали. Конечно, легче обучить ребенка простым ритуалам, чем объяснить в чем заключается красота отношений между людьми.

Ненависть, ссоры, жажда мести — все исчезнет, когда люди признают власть Всевышнего. Сознание этой власти воспитывает одновременно скромность и гордость. С одной стороны, мы смиренно принимаем все, что пошлет нам Б-г, — поощрение или наказание — и благодарим Его. С другой — человек горд своим высоким положением в мире, как сказано: «И только немного ниже будет он Б-га». Человек, понимающий величие своей миссии, отстранится от греха и не подчинится ангелу-искусителю. Чувство мести будет ему незнакомо. Тот, кто искренне желает служить Б-гу, всегда сумеет подавить свои низменные страсти, ибо Всевышний ему поможет, как сказано: «Приходящему очиститься помогут». Стремящийся служить Господу с чистым сердцем будет следовать законам Торы не из страха и не из выгоды. Он слишком горд, чтобы ждать мзду за добрый поступок. Он будет любить ближнего не потому, что это «рационально», а потому, что так заповедал Всевышний.

Не может служить Господу тот, кто подвластен чувству ненависти или жажды мести. Если мы не будем с раннего детства воспитывать людей в духе Божьей морали, мы никогда не построим то идеальное общество, о котором говорили пророки. Нашим важнейшим вкладом в построение такого общества будет правильное воспитание детей. Они сумеют создать царство Божье на земле, если их будет привлекать все чистое, святое, а все низменное будет вызывать отвращение. Одними ритуалами тут ничего не добьешься. Нужно закалять характеры детей, развивать в них чувство сострадания к ближним.

В Талмуде сказано: «Зависть, сладострастие и честолюбие убивают человека». От этого мы должны уберечь наших детей.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?