Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Душа, Каббала, Тания, Связь с Творцом
Есть еще прямой путь, лежащий перед человеком, — заниматься Торой и заповедями ради них самих через свойство нашего праотца Яакова, мир ему, свойство милосердия, [то есть] сначала пробуждать в мысли своей великое милосердие пред Всевышним к искре Б-жественного, оживляющей человека, [искре], которая низошла от Источника своего, Жизни жизней, Эйн Софа, благословен Он, наполняющего все миры и окружающего все миры, перед Которым все как небытие, и облеклась в змеиную кожу[1], далекую от света лика Царя абсолютным отдалением. Ибо мир этот — крайнее [вместилище] грубых «клипот» и т. д. А особенно когда человек вспомнит обо всех своих поступках, и словах, и мыслях со дня своего появления на свет, и они не добры, и Царь «пленен в потоках»[2], «в потоках мысли», ибо «Яаков — доля [хевелъ] наследия Его»[3]. И как потянувший веревку [хевель] и т. д., и это — тайна изгнания Шхины. И сказано об этом: «И возвратится ко Всевышнему, и смилостивится над ним»[4], — пробудит великое милосердие к имени Всевышнего, пребывающего с нами, как сказано: «Пребывающий с ними в их нечистоте»[5]. И сказано об этом: «И поцеловал Яаков Рахель, и вознес голос свой, и заплакал»[6]. Ибо Рахель — Кнесет Исраэль [собрание Израиля и источник всех душ][7]. И Яаков — в высшем атрибуте, соответствующем ему, в атрибуте Рахамим [милосердия][8], что в мире Ацилут, пробуждает к ней великое милосердие[9]. «И вознес голос свой» ввысь, к Источнику высшего милосердия, который называется «Отец милосердия», и его источник, «и заплакал», дабы пробудить и привлечь оттуда великое милосердие ко всем душам и к источнику Кнесет Исраэль, чтобы поднять их из изгнания и соединить их с высшим единством света — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, категорией поцелуев, и это — единение духа с духом, как сказано: «Пусть он целует меня поцелуями уст своих»[10], и это — соединение речи человека с речью Всевышнего, то есть Галаха, а также мысль с мыслью и действие с действием, и это — действие исполнения заповеди, — а особенно благотворительности и добрых милосердных поступков. Ибо доброта [хесед] — правая рука [Всевышнего][11], и это на самом деле категория объятия, как сказано: «И правая рука его меня обнимает»[12]. А когда занимаются Торой при участии речи и при углублении в нее мыслью, это на самом деле категория поцелуев. Таким образом может человек прийти к великой любви, явно проявляющейся в сердце его, как указано о Яакове: «который избавил Аврагама»[13], как о том говорится в другом месте[14].
[1] Тело названо кожей, так как оно — одеяние души, как сказано в книге Ийов (19:11): «Кожей и плотью Ты облек меня». Змеиной она названа потому, что с телом связано отвращение (ср. гл. 31). (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)
[2] Шир гаширим, 7:6. Эта фраза имеет несколько толкований, связанных с различными значениями слова регатим. Здесь — «бег», «движение». См. также Тания, часть 3, гл. 7.
[3] Дварим, 32:9. Слово хевелъ имеет также значение «веревка». См. Тания, часть 3, гл. 5, примечание.
[4] Здесь возможны два толкования: «над ним» и «над Ним».
[5] Ваикра, 16:16.
[6] Берейшис 29, 11.
[7] Так же, как души праотцев связаны с Б-жественными атрибутами Хесед, Гвура и Тиферет, душа Рахели связана с атрибутом Малхут, а Малхут — Кнесет Исраэль, источник всех душ евреев, первый источник которых — в сущности Всевышнего.
[8] Свойство сфиры Тиферет.
[9] Милосердие, атрибут Яакова, в мире Ацилут. Великое милосердие неизмеримо выше него, оно не связано с пределами миров и порядком их нисхождения. С пробуждением великого милосердия Б-жественный свет светит внизу безмерно, как и наверху.
[10] Шир гаширим, 1:2.
[11] Тикуней Зогар, 1.
[12] Шир гаширим, 2:6.
[13] Йешаягу, 29:22.
[14] Ср. конец гл. 32.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?