Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Иудея теряет независимость.

Снова Эдом

Шломит Александра умерла в 3693 году (67 год до н.э.). Перед смертью она завещала престол своему старшему сыну Гиркану. Но Аристобул не захотел подчиниться своему слабовольному брату, и началась братоубийственная война. Решающая битва произошла около Йерихо. Аристобул победил; Гиркан сдался на милость победителя и согласился передать брату трон. За это Аристобул предоставил ему возможность занять пост первосвященника.

Казалось, в стране наступил мир. Цадуким, возвратившиеся к управлению страной, не посмели угнетать перушим, потому что годы правления царя Яная показали, насколько трудно преследовать тех, кто имеет поддержку в широких слоях народа.

Но Иудее не суждено было наслаждаться миром долго. На этот раз виновником нарушения покоя оказался Антипатр, один из потомков народа, который Йоханан Гиркан заставил перейти в иудейство. Эдомитянин Антипатр был близок с Гирканом еще в годы правления его матери — царицы Шломит Александры. Антипатр считал Гиркана будущим царем и надеялся с его помощью занять высокое положение. Мирное соглашение братьев лишало Антипатра этих надежд. Чтобы заставить Гиркана нарушить союз, заключенный с братом, тщеславный и неразборчивый в средствах Антипатр сообщил ему, что Аристобул, якобы, собирается его убить. Он убедил Гиркана бежать к арабскому царю Арету и просить его помощи в борьбе с Аристобулом. Мощный владыка Аравии, южной соседки еврейского государства, Арет вторгся в Иудею и атаковал войско Аристобула, укрепившееся в Иерусалиме. Вражеские солдаты осадили святой город.

Осада Иерусалима

Чувства людей, переживавших братоубийственную войну, выражены в молитве праведника Хони. Когда сподвижники Гиркана потребовали от него проклясть Аристобула, Хони обратился к Б-гу со следующими словами: «Владыка мира! Осаждающие город — часть Твоего народа, и осажденные в нем — служители Твои. Прошу Тебя, не делай того зла, о котором молят Тебя и те, и другие».

Во время осады Иерусалима произошло событие, потрясшее всю страну. Люди Аристобула договорились с людьми Гиркана, что каждый день с крепостной стены будет спускаться коробка с динарами, а люди Гиркана, взяв деньги, посадят в коробку двух баранов для принесения жертвы в Храме. Однажды люди Гиркана, чтобы надругаться над коэнами и храмовой службой, посадили в коробку вместо баранов свиней. Когда коробку начали поднимать по стене, свиньи царапали ее копытами. В наказание за это святотатство Иудея пережила сильное землетрясение.

Рим показывает когти

В то время римский полководец Помпей воевал с царем Армении Тиграном. Свиньи, царапающие иерусалимскую стену, послужили явным указанием на то, что братоубийственная война открывает путь к подчинению Иудеи. Помпей послал своего военачальника Скаврия в Сирию. И тут враждующие стороны — братья из рода Хашмонеев — совершили роковую ошибку, попросив у римлян помощи для разрешения их спора. Этот шаг, в конце концов, привел к потере еврейским государством своей независимости. Аристобул подкупил Скаврия, и римлянин приказал арабскому царю Арету снять осаду Иерусалима. Арет и Гиркан покорились этому приказу и бежали из Иерусалима. Аристобул преследовал их и убил около шести тысяч человек.

Победив тем временем Тиграна, Помпей возвратился в Дамаск. Оба брата направили к нему послов с дорогими дарами. Прибыла в Дамаск и народная делегация, просившая римлян лишить трона обоих братьев и учредить в Иудее народное правительство. Помпей пригласил в Дамаск Гиркана и Аристобула. Будучи занят военными проблемами, он приказал братьям подождать. Аристобула такая задержка рассердила, он вернулся в Иерусалим и окопался в городе. Но когда Помпей с войском подошел к Иерусалиму, Аристобул явился в лагерь римлян, где и был арестован. Помпей направил в Иерусалим своего военачальника Габиния. Сторонники Аристобула отказались сдаться, однако сподвижники Гиркана открыли городские ворота, надеясь найти в римлянах поддержку. Три месяца сторонники Аристобула мужественно сопротивлялись, пока римляне осадными машинами не пробили брешь в Храмовой стене и не ворвались на территорию Храма. Разъяренные римляне убили всех евреев, которых им удалось схватить. Многие из защитников Храма предпочли сброситься со стен города или крыш домов, чтобы не попасть в руки врага.

Коаним продолжают службу

Римляне, ворвавшиеся в Храм, увидели там коаним, которые, невзирая на войну и захват Иерусалима, спокойно вершили службу. Враги убили всех их рядом с храмовым жертвенником. Произошло это в 3697 году (63 год до н.э.). Когда римляне захватили Храм, Помпей вошел в Святая Святых. Вид этого места настолько потряс его, что он запретил солдатам находиться там и приказал отмыть от крови залы Храма.

Помпей сместил Аристобула и назначил Гиркана первосвященником и «народным правителем».

Независимость Иудеи, завоеванная в героических войнах первыми Хашмонеями, была утрачена по вине последних Хашмонеев. Города Заиорданья Помпей отторг от Иудеи и присоединил к Сирии.

Аристобул и его сын Антигон вместе с сотнями других пленных были уведены в Рим и во время победоносного шествия Помпея на глазах у всего народа шли перед его колесницей. Александр, старший сын Аристобула, также попал в плен, но сумел бежать.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава начинается с описания тех повелений, которые Всевышний дал Моисею и Аарону после смерти двух старших сыновей Аарона. Читать дальше

Описание служения первосвященника в Йом Кипур

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».

«Ахарей мот» («После гибели»)

Рав Бенцион Зильбер

Материалы рассылки за 5765 год

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.

Ахарей мот. С ног на голову

Рав Бенцион Зильбер

Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.