Из цикла «История еврейского народа», темы: Цдуким, Хашмонаим, Война, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Власть, Рим
Снова Эдом
Шломит Александра умерла в 3693 году (67 год до н.э.). Перед смертью она завещала престол своему старшему сыну Гиркану. Но Аристобул не захотел подчиниться своему слабовольному брату, и началась братоубийственная война. Решающая битва произошла около Йерихо. Аристобул победил; Гиркан сдался на милость победителя и согласился передать брату трон. За это Аристобул предоставил ему возможность занять пост первосвященника.
Казалось, в стране наступил мир. Цадуким, возвратившиеся к управлению страной, не посмели угнетать перушим, потому что годы правления царя Яная показали, насколько трудно преследовать тех, кто имеет поддержку в широких слоях народа.
Но Иудее не суждено было наслаждаться миром долго. На этот раз виновником нарушения покоя оказался Антипатр, один из потомков народа, который Йоханан Гиркан заставил перейти в иудейство. Эдомитянин Антипатр был близок с Гирканом еще в годы правления его матери — царицы Шломит Александры. Антипатр считал Гиркана будущим царем и надеялся с его помощью занять высокое положение. Мирное соглашение братьев лишало Антипатра этих надежд. Чтобы заставить Гиркана нарушить союз, заключенный с братом, тщеславный и неразборчивый в средствах Антипатр сообщил ему, что Аристобул, якобы, собирается его убить. Он убедил Гиркана бежать к арабскому царю Арету и просить его помощи в борьбе с Аристобулом. Мощный владыка Аравии, южной соседки еврейского государства, Арет вторгся в Иудею и атаковал войско Аристобула, укрепившееся в Иерусалиме. Вражеские солдаты осадили святой город.
Осада Иерусалима
Чувства людей, переживавших братоубийственную войну, выражены в молитве праведника Хони. Когда сподвижники Гиркана потребовали от него проклясть Аристобула, Хони обратился к Б-гу со следующими словами: «Владыка мира! Осаждающие город — часть Твоего народа, и осажденные в нем — служители Твои. Прошу Тебя, не делай того зла, о котором молят Тебя и те, и другие».
Во время осады Иерусалима произошло событие, потрясшее всю страну. Люди Аристобула договорились с людьми Гиркана, что каждый день с крепостной стены будет спускаться коробка с динарами, а люди Гиркана, взяв деньги, посадят в коробку двух баранов для принесения жертвы в Храме. Однажды люди Гиркана, чтобы надругаться над коэнами и храмовой службой, посадили в коробку вместо баранов свиней. Когда коробку начали поднимать по стене, свиньи царапали ее копытами. В наказание за это святотатство Иудея пережила сильное землетрясение.
Рим показывает когти
В то время римский полководец Помпей воевал с царем Армении Тиграном. Свиньи, царапающие иерусалимскую стену, послужили явным указанием на то, что братоубийственная война открывает путь к подчинению Иудеи. Помпей послал своего военачальника Скаврия в Сирию. И тут враждующие стороны — братья из рода Хашмонеев — совершили роковую ошибку, попросив у римлян помощи для разрешения их спора. Этот шаг, в конце концов, привел к потере еврейским государством своей независимости. Аристобул подкупил Скаврия, и римлянин приказал арабскому царю Арету снять осаду Иерусалима. Арет и Гиркан покорились этому приказу и бежали из Иерусалима. Аристобул преследовал их и убил около шести тысяч человек.
Победив тем временем Тиграна, Помпей возвратился в Дамаск. Оба брата направили к нему послов с дорогими дарами. Прибыла в Дамаск и народная делегация, просившая римлян лишить трона обоих братьев и учредить в Иудее народное правительство. Помпей пригласил в Дамаск Гиркана и Аристобула. Будучи занят военными проблемами, он приказал братьям подождать. Аристобула такая задержка рассердила, он вернулся в Иерусалим и окопался в городе. Но когда Помпей с войском подошел к Иерусалиму, Аристобул явился в лагерь римлян, где и был арестован. Помпей направил в Иерусалим своего военачальника Габиния. Сторонники Аристобула отказались сдаться, однако сподвижники Гиркана открыли городские ворота, надеясь найти в римлянах поддержку. Три месяца сторонники Аристобула мужественно сопротивлялись, пока римляне осадными машинами не пробили брешь в Храмовой стене и не ворвались на территорию Храма. Разъяренные римляне убили всех евреев, которых им удалось схватить. Многие из защитников Храма предпочли сброситься со стен города или крыш домов, чтобы не попасть в руки врага.
Коаним продолжают службу
Римляне, ворвавшиеся в Храм, увидели там коаним, которые, невзирая на войну и захват Иерусалима, спокойно вершили службу. Враги убили всех их рядом с храмовым жертвенником. Произошло это в 3697 году (63 год до н.э.). Когда римляне захватили Храм, Помпей вошел в Святая Святых. Вид этого места настолько потряс его, что он запретил солдатам находиться там и приказал отмыть от крови залы Храма.
Помпей сместил Аристобула и назначил Гиркана первосвященником и «народным правителем».
Независимость Иудеи, завоеванная в героических войнах первыми Хашмонеями, была утрачена по вине последних Хашмонеев. Города Заиорданья Помпей отторг от Иудеи и присоединил к Сирии.
Аристобул и его сын Антигон вместе с сотнями других пленных были уведены в Рим и во время победоносного шествия Помпея на глазах у всего народа шли перед его колесницей. Александр, старший сын Аристобула, также попал в плен, но сумел бежать.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций: бык символизирует его роль «работника на поле Б-жьем, что является целью жизни еврея».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Бенцион Зильбер
Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.