Один еврей, владелец типографии, напечатал Хумаш (Пятикнижие) со своими личными комментариями и решил показать издание известному раввину, чтобы тот, оценив его творчество по достоинству, написал хорошее предисловие-рекомендацию, свидетельствующее о том, что книгу стоит купить и прочитать.
Рав просмотрел комментарий и не нашел в нем ни одной новой здравой мысли. Захлопнув книгу, он взглянул на автора с восхищением:
— Как умно! Какое оригинальное решение! Как мудро! Какой замечательный ход!
Издатель был приятно удивлён такой реакцией рава. Демонстрируя свою скромность, он сказал:
— Вам так нравится?
-Да! Да! — воскликнул рав. — Это просто гениальная идея — напечатать твой комментарий вместе с текстом Хумаша. Теперь нет никакой возможности выкинуть его в мусорное ведро…
Однажды ребе уговаривал одного еврея, зарабатывающего нелегальной перевозкой через границу разнообразных товаров, закрыть его опасный бизнес.
— Эта деятельность подвергает опасности жизнь твоей семьи. Если тебя схватят, то непременно приговорят к длительному заключению в Сибири, и вся семья останется без средств к существованию. Ты должен найти другой способ зарабатывать — разрешенный и не такой опасный, — убеждал ребе.
Еврей подумал, подумал и согласился:
— Хорошо, я перестану заниматься запрещенными перевозками и найду себе другое занятие. Но завтра мне необходимо в последний раз перевезти груз через границу. Владелец уже дал мне задаток. Я не могу его подвести. Я обещал.
Ребе усмехнулся и сказал:
— Ты ведешь себя как гер, который уже окончательно решил исполнять заповеди Торы. Рав разъяснил ему еврейские законы, а он заявил, что готов следовать им. Неожиданно, уже придя в еврейский суд, для того чтобы ему сделали обрезание, он вдруг вспомнил, что у него дома осталось немного сала и воскликнул:
— Ой! Подождите! Через полчаса я вернусь! Я вспомнил, что у меня дома еще остался кусок свинины. Будет жаль его выбрасывать. Мне необходимо полчаса! Я только сбегаю домой и съем этот кусок, пока мне еще можно, а потом сразу же вернусь, и вы сделаете мне обрезание…
Сын известного рава Йоси Бера Соловейчика был помолвлен с дочкой одного очень богатого еврея. Приданное, которое он должен был получить, было по тем временам огромным — три тысячи рублей.
На следующий день рав Йоси Бер услышал, как жених хвастает суммой приданного перед своими друзьями.
-Тебе на самом деле нечем гордится, — сказал он сыну. — Это я «получил» большое приданное, а не ты.
— Но, папа, ты же «стоишь» гораздо больше! — пошутил жених.
— Ты прав, сын, но что делать. Ты тоже часть соглашения. А я один, конечно, «получил» бы гораздо больше.
В синагоге рава Айзика, прозванного Хариф, однажды решил сказать небольшой спич о недельной главе Торы очень косноязычный человек. Его запутанная сбивчивая и туманная речь крайне утомила всех присутствующих.
После того как выступление, наконец-то, закончилась, к выступавшему подошел реб Айзик и сказал:
— Твоя доля лучше, чем доля умирающего.
— Не совсем вас понял.
— Когда умирающий уходит, то все плачут, а когда вы заканчиваете свою речь и уходите — все очень рады.
Американский еврей пришел к ребе из Бобова и попросил благословения. Раби благословил его, и удовлетворенный посетитель собрался уходить. Его задержал неожиданный вопрос ребе:
— Скажи, почему ты забрал старшего сына из ешивы и отдал учиться в профессиональное училище? Что будет с мальчиком? Разве он не должен учить Тору? — Знаете, ребе, если он приобретет профессию, то сможет прокормить и меня, и других детей до 120 лет. — А потом…, — вздохнул ребе. — Кто прокормит всех вас потом?
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?