Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Провидение, Благотворительность, Америка, Ешива Мир, Йехезкель Ляйтнер, Вторая мировая война
Волны трагедии Перл-Харбора докатились до Шанхая раньше, чем до иных берегов. 7 декабря 1941 года, когда в Перл-Харборе было раннее утро, а в Шанхае ночь, японская тяжелая артиллерия открыла огонь по одинокой американской канонерке, бросившей якорь на реке Хуанпу. Артиллерийская канонада вмиг разогнала сон всех жителей. Беженцы принялись лихорадочно гадать о возможной причине мощных разрывов. Некоторые евреи, служившие в польской армии во время немецкого вторжения, сразу же определили по звуку, что стреляют корабельные пушки.
Позже удалось узнать, что американские моряки отвергли ультиматум о сдаче, после чего короткая и жестокая орудийная дуэль между неравными по огневой мощи противниками прекратила существование единственного представителя американской военной мощи в этом регионе.
Несколько часов спустя, уже на рассвете, грузовики с японскими солдатами пересекли границы Шанхая и захватили этот важный портовый город. Развешенные повсюду плакаты извещали от имени Его Императорского Величества, что Шанхай оккупирован японской армией.
Вторая мировая война снова нагнала беженцев, на сей раз на другом конце света. Окончательным подтверждением произошедших событий явилось конвоирование пленных американцев по шанхайским улицам. Стало ясно, что наступили новые времена.
В то вцемп как имперские силы Японии победоносно расширяли свои границы на азиатском материке, Шанхай оставался островком мира, оторванным от звуков войны, отделенным армиями и флотами от погруженной в бедствия планеты. Город, представляющий собой гигантскую гавань мировой торговли, ворота в континентальный Китай, оказался блокированным с моря и суши. Торговля замерла. Между тем Шанхай располагал громадным запасом товаров, которые прежде поставлялись на мировой рынок, а теперь лежали мертвым грузом на многочисленных складах. Это обилие посреди воцарившейся в мире нищеты было еще одним удивительным проявлением заботы Провидения о благополучии раввинов и учеников ешивы.
Тем не менее стражам Торы, как и другим европейским беженцам, пришлось претерпеть немало на протяжении долгих голодных месяцев. Пора лишений началась с начавшимися на Тихом океане военными действиями и закончилась лишь тогда, когда американские благотворительные организации, проявив небывалую щедрость, пришли на помощь шанхайским изгнанникам.
Ешиву главным образом поддерживал известный Ваад Ацала, который возглавляли неутомимый рабби Авраам Калманович и другие выдающиеся раввины Соединенных Штатов. Своими неустанными усилиями рабби Калманович и его сподвижники сумели значительно улучшить положение учеников и преподавателей ешивы. По соглашению с Ваадом всемирно из вестный Джойнт обеспечил деньгами и остальных еврейских беженцев, попавших в Китай.
Получив поддержку из-за океана, ученики ешивы еще глубже погрузились в изучение Торы, что помогало им не только отвлечься от окружающей действительности, но и преодолеть, как уже было сказано, снедающее их чувство неизвестности о судьбах близких, оставшихся в Европе.
К началу войны на Тихом океане в Шанхае насчитывалось около двадцати тысяч еврейских беженцев. Между представителями ешивы и остальными евреями, которые прибыли сюда главным образом из Австрии и Германии, ощущались серьезные, прежде всего мировоззренческие, расхождения. Значительная часть выходцев из Австрии и Германии жила в домах барачного типа, где почти невозможно было уединиться. Примитивные бытовые условия и лишения наложили отпечаток на психику этих людей. Они не понимали, сколь важно это время в их жизни, не замечали, что живут в вакууме и постепенно деградируют. Независимо от того, стояли ли они в очереди за миской горячей еды, которую раздавал из больших котлов Джойнт, или в другой очереди к общинному котлу или в городской столовой еврейского гетто, — их разговор неизбежно скатывался к одной и той же теме: о лучших временах, о “славном прошлом”, когда они имели положение в обществе, влияние, силу и богатство, были респектабельны и состоятельны. Настоящее для этих людей потеряло всякое значение. Сегодняшний день был заметён под ковер вчерашнего величия. Бесцельное прозябание являлось ничем иным, как выжиданием возврата к лучшим, прошлым временам.
Община ешивы не нуждалась в грезах и пустых надеждах. Способность учеников к действию и самосовершенствованию не изменилась под влиянием условий жизни. Чтобы получать радость и удовлетворение от духовного поиска им нужен был только стендер, на который можно положить книги. Их духовное развитие достигло столь высокого уровня, что многие впоследствии отказывались от драгоценных американских виз, предпочитая остаться здесь, в необыкновенной атмосфере Торы, невзирая на лишения и постоянную опасность.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?