Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Идолопоклонство, Рамбам
16-я заповедь — запрещение тайно искушать другого еврея, призывая его к идолослужению, и такой искуситель называется месит, как мы разъяснили (НД 15). Запрет тайно призывать других служить идолам содержится в Его речении, да будет Он превознесен: «…И не станут более делать такого зла» (Дварим 13:12).
Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями согласно словам Писания: «…И закидай его камнями, чтобы умер, ведь он домогался отвратить тебя от Ашема, твоего Б-га» (там же 13:11). И убить его следует тому, кого он пытался соблазнить, как разъясняет Ашем, да будет Он превознесен, говоря: «Рука твоя первой настигнет его, чтобы умертвить его, а рука всего народа после» (там же 13:10). И сказано в Сифри (Реэ): «Тому, кого искушали, заповедано убить искусителя».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (67а).
17-я заповедь — запрет искушаемому с благоволением относиться к «искусителю» и с приязнью вслушиваться в его речи. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Не благоволи к нему…» (Дварим 13:9).
В Сифри (Реэ) говорится: «Поскольку в Торе сказано: “Люби ближнего, как самого себя” (Ваикра 19:18), — может быть, и этого необходимо любить? Тора дает ответ: “Не благоволи к нему”».
18-я заповедь — запрет искушаемому прощать «искусителя»; он обязан относиться к нему с непреклонной ненавистью. И если в сердце искушаемого ослабла ненависть к «искусителю», он преступает запрет Торы. И об этом Его речение: «…Не слушай его (когда он будет просить тебя о прощении — Раши)» (Дварим 13:9). И разъясняется (Сифри, там же): «И хотя в Торе сказано, что даже врагу следует помогать (см. Шмот 23:5), этому не помогай, ведь Тора говорит: “…Не слушай его”».
19-я заповедь — запрет искушаемому спасать «искусителя», если жизнь того в опасности. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «…Да не пощадит его твой глаз» (Дварим 13:9). И разъяснено (Сифри, там же): «Поскольку сказано: “Не стой равнодушно, когда проливают кровь ближнего твоего” (Ваикра 19:16), — может быть, и этого необходимо спасать? Тора говорит: “…Да не пощадит его твой глаз”.
Двадцатая заповедь — запрет искушаемому оправдывать искусителя; и даже если ему известно о заслугах искусителя, запрещено о них упоминать, оправдывая его. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “…Не жалей его” (Дварим 13:9). И объяснено (Сифри, там же): “Не жалей его” — не оправдывай его».
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»