Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Группа попутчиков

Трое идут по дороге

Сказано в Шульхан арухе: когда трое идут по дороге, то рав (или самый важный из них) должен идти посередине, следующий за ним (по важности) — справа от него и чуть сзади, а третий — слева. Добавляет к этому Рамо: высказывание «не оказывают знаков почитания в пути» относится к случайной встрече, когда каждый идет своим путем. Но когда идут вместе, то оказывают все положенные знаки уважения (Йоре дэа 242:17).

Согласно Талмуду, приведенное правило относится только к тому раву, от которого человек принял существенную часть Торы. Тем не менее повсеместно принято соблюдать его в отношении всех важных мудрецов Торы, и так же считает Арух ашульхан.

Двое идут по дороге

Тот, кто идет по дороге со своим равом, должен идти слева от него (трактат Дерех эрец гл. 4). Идущий позади своего рава не имеет права покинуть его, не получив на то разрешения (там же).

Двое знатоков Торы одного ранга обращаются друг с другом как равные (там же).

Группа попутчиков

Идущий вдвоем с другим человеком не может оставить его и продолжить путь в одиночку; он должен стараться быть полезным своему попутчику. Шульхан арух излагает эту мысль таким образом (Хошен мишпат 272, Сма п. 20): Если несколько человек пустились в путь вместе, каждый в своей повозке, и одному из них потребовалось починить что-то в его повозке или задержаться по другой причине, связанной с путешествием, то остальные обязаны ждать и не оставлять его одного. Отсюда можно видеть, что запрещается именно оставлять одного. Хошен мишпат приводит еще несколько правил для тех, кто находится в дороге. И хотя сегодня мы не путешествуем на лошадях и ослах, тем не менее мы можем уяснить себе из этих правил общий подход к возникающим в пути проблемам:

1. Два погонщика ослов движутся по дороге рядом. Когда они достигают узкого места, то первым проходит тот, кто едет на осле верхом, а за ним следует тот, кто гонит осла перед собой. Если один осел был с грузом, а второй — без, то первым проходит нагруженный осел. Если же все параметры одинаковы, то погонщики должны договориться и пропускать друг друга по очереди.

2. Если погонщики едут навстречу друг другу и встречаются в узком месте, правила те же: первым проезжает едущий верхом или груженый.

Эти правила выводятся из законов Торы, обязывающих помогать при разгрузке и загрузке (упавшего животного): разгрузка имеет преимущество перед загрузкой.

Из всего сказанного следует, что, находясь в пути, следует придерживаться закона Торы: «Возлюби ближнего, как самого себя», не проявлять агрессивности и не пытаться решать конфликты силой.

Когда входят в дом учения или в дом собраний, старший (самый важный из всех) входит первым (Дерех эрец зута гл. 6). Когда же входят в частный дом, первым входит хозяин, а за ним — гость. Когда выходят из дома, то, напротив, первым выходит гость, а за ним — хозяин (трактат Дерех эрец гл. 4). Когда покидают дом учения, первым выходит младший, ибо, в отличие от входа, выход из дома учения или дома молитвы не связан с исполнением какой-либо заповеди и нет в этом почета. Но когда выходят из обычного дома, старший выходит первым (Йоре дэа 242, Ацей левона п.17. В то же время Кесеф мишне постановил, что выходить первым вообще не является знаком почета). Однако Биркей Йосеф пишет от имени Тшуват агеоним, что нужно пропускать старшего также и при выходе из дома учения (хотя это и противоречит сказанному в трактате Дерех эрец зута гл. 6, см. выше).

Рассаживание гостей на трапезе

Сказали наши мудрецы: «Не место красит человека, а человек — место» (Таанит 21б). Однако сказано это о том, как человек должен относиться к почету, который ему оказывают. Хозяин же, принимая гостей, обязан рассадить их, предоставив каждому подобающее ему место. Это особенно важно в многолюдном собрании, ибо, если человек не получил места, положенного ему по его достоинствам, он чувствует себя в определенной мере униженным, смущенным. Поэтому следует уделять особое внимание распределению мест на свадьбах и других трапезах.

Шульхан арух устанавливает четкие правила рассаживания гостей:

1. Один из присутствующих — выдающийся мудрец Торы, но он не стар, а другой — очень стар, но не обладает особыми познаниями в Торе. В этом случае на трапезе следует предоставить более почетное место старику, однако на суде Торы и всюду, где обсуждаются дела, связанные с законами Торы, это место предоставляется более знающему.

2. Если наиболее знающий из присутствующих не является выдающимся мудрецом, а один из присутствующих — весьма преклонного возраста, то он имеет преимущество перед первым даже там, где обсуждаются законы Торы.

3. Если оба они не выделяются, ни первый — своими познаниями, ни второй — своим возрастом, то более пожилой, обладающий некоторыми познаниями в Торе, всегда имеет преимущество.

(3 указанных правила см. Йоре дэа 244:18 в соответствии с Бава батра 120б).

4. Всюду, где в приведенных выше правилах говорилось о преимущественном праве пожилого человека, имелся в виду не обязательно старец в возрасте 70 лет и старше, но самый старший из присутствующих (Рашбам, комментарий на эпизод с дочерьми Цлофхада (Бемидбар гл. 27); Таз на Йоре дэа 244:10).

И знайте, что предпочтение более пожилого человека перед знатоком Торы не наносит ущерба достоинству мудреца, поскольку пожилой человек за свои годы также приобрел хоть толику мудрости (Таз там же).

Арух ашульхан пишет как о совершенно очевидном, что каждый должен получить подобающее ему место, и сын мудреца Торы не имеет права садиться рядом с отцом, если недостает ему для этого своих собственных заслуг.

с разрешения издательства Швут Ами


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?