Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Аарон, Недельная глава, Итро, Пинхас, Рав Реувен Пятигорский, Родословная
Содержание главы. Награда Пинхасу за его поступок (смотри в конце предыдущей главы о том, как и почему Пинхас убил главу колена Шимона) — право его потомков на священничество (Бемидбар 25:10-15). Мидьяниты — враги сыновей Израиля (25:16—18). Перепись еврейского народа, проведенная в степях Моава перед вступлением в Святую землю (26:1—65). Эпизод с дочерьми Цлафхада; закон о наследовании (27:1—11). Назначение Йеошуа на роль руководителя, который примет бразды правления после смерти Моше (27:12—23). Законы общественных жертвоприношений в Храме (главы 28 и 29).
Глава Пинхас — одна из двух глав, в которых содержатся указания обо всех моадим — праздниках и субботах, заповеданных нам Торой. (Вторая такая глава — Эмор в книге Ваикра.) С другой стороны, согласно еврейскому календарю, чтение главы Пинхас, как правило, приходится на одну из трех недель, лежащих между двумя печальными датами — постом 17 тамуза. Оба поста посвящены печальным событиям, происшедшим в эти дни года. Вот только некоторые из них:17 тамуза были разбиты первые Скрижали, полученные на горе Синай; римляне, осаждавшие Иерусалим перед сожжением Второго Храма, пробили первые бреши в стенах города; впервые публично был сожжен свиток Торы; в Храме руками отступников был установлен идол. Девятого ава евреи плакали, получив отчет разведчиков о походе в Святую землю, когда народ решил, что им в нее не войти; были разрушены Первый и Второй Храмы; злодеи-римляне распахали землю, где стоял Храм. Три недели между этими датами принято соблюдать обычаи траура в знак скорби о разрушении Храма.
А теперь вопрос: почему на эти скорбные дни нам выпало читать главу, в которой говорится о веселых праздниках Песах, Шавуот и Сукот?
Наши мудрецы отвечают: оказывается, в будущем, когда наш народ удостоится полной и окончательной свободы, день 17 тамуза будет отмечаться как первый день большого праздника. А завершаться он будет 9 ава. Двадцать дней между двумя нынешними постами станут полупраздничными — подобно пасхальной неделе или осенним дням, когда мы живем в сукот, специальных шалашах. Написано у пророка Йирмеяу: «Превращу ваш траур в веселье». Поэтому, когда мы читаем главу Пинхас — со всеми приведенными в ней подробностями праздничных жертвоприношений, что совершались, когда стоял Храм, — в наших сердцах возрождается надежда на скорое освобождение Израиля и Иерусалима от всех врагов, которые не могут нам простить того, что мы все еще существуем.
Теперь посмотрим на первые слова нашей главы. Написано:
«Пинхас, сын Элазара, сына Аарона». Почему Тора лишний раз указывает, что Пинхас был внуком Аарона? Во-первых, мы это уже знаем. Во-вторых, разве не принято в самой Торе указывать, кроме собственно имени человека, также имя его отца (аналог отчества), но не имя его деда? Комментатор Раши со слов учителей поясняет: после того что произошло, евреи говорили о Пинхасе: посмотрите на этого потомка идолопоклонника; отец его матери откармливал быков для приношения идолам, а он поднял руку на одного из наших руководителей! Тем самым они намекали на его происхождение со стороны матери, которая была внучкой Йитро, — того самого, о котором известно, что после многих лет духовных исканий, когда им были перепробованы и отброшены одна за другой все мировоззренческие теории того времени, он пришел в конце концов к осознанию истинности иудаизма и принял еврейство со своими дочерьми (одна из которых, Ципора, стала женой Моше, а другая — женой Элазара, сына Аарона).
И все же остается непонятным — какой смысл в словах о том, что Пинхас по отцу приходится внуком Аарону? Тем, кто поносил Пинхаса, было достаточно, что по матери он происходит от «того, кто откармливал быков». Получается, что Тора как бы извиняется за Пинхаса: да, по матери он не совсем еврейская элита, но зато по отцу выше всякой критики. Не сама ли Тора учит, что лицо человека определяют его поступки, а не принадлежность к знати?
Объяснение такое. Когда евреи размышляли над поступком Пинхаса, они говорили примерно так: разве возможно, чтобы еврей убил другого еврея без суда, по собственной инициативе? Так поступают только дети Эсава (о котором сказано: «Своим мечом будешь жить»)! Не иначе как проявилась в нем кровь его деда, нееврея…
Именно поэтому Тора вынуждена объяснить, что в жилах Пинхаса течет кровь Аарона, «любившего мир и добивавшегося согласия между людьми». И если Пинхас взял в руки копье, значит, в том была особая необходимость. Он выступил здесь не как потомок Йитро, а как потомок Аарона, стремящийся к миру. Иногда, чтобы установить мир, надо взяться и за копье!
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?