Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Содержание главы. Бунт Кораха и его сообщников против Моше и Аарона: Корах, двоюродный брат Моше, протестует против законов по наследованию священничества и распределению ролей при работе Храма; он считает себя обойденным (Бемидбар 16:1—11). Моше призывает к себе Датана и Авирама, присоединившихся к бунту Кораха; те отказываются прийти (16:12—15). 250 бунтующих евреев готовятся принести воскурения в Храме (16:16—22). Народ отступает от бунтовщиков; раскалывается земля и пожирает Кораха с сообщниками; возникший пожар сжигает восставших, которые держат в руках совки для воскурения (16:23—35). Предупреждение будущим поколениям не восставать против священничества; в память о том событии совки бунтовщиков идут на покрытие жертвенника (17:1—5). Новый ропот недовольства в среде евреев; мгновенная эпидемия уносит жизни 14700 человек; Аарон спасает народ (17:6—15). Руководителям колен приказано принести к Храму свои посохи; вместе с посохом Аарона их кладут в Соборном шатре; чудо с посохом Аарона указывает, что только он достоин стать главой рода священников-коэнов (17:16—24). Посох Аарона кладется на сохранение — в память потомкам (17:25—27). Права и функции коэнов и левитов (18:1—7). Доли коэнов и левитов:24 приношения для коэнов (18:8—20); вместо земельного надела в Стране левиты получают от остальных колен право на десятину с каждого урожая (18:21—24); от полученной доли левиты обязаны отделять «труму» для коэнов (18:25—32).

Главная тема главы — восстание Кораха. Для многих русскоязычных читателей это имя ничего не говорит. Но те, кто свободно пользуется ивритом, знают, насколько распространены идиомы «богат как Корах», «богатства как у Кораха». В каждом народе есть свои выражения, призванные показать удивительное богатство человека; в России говорят «богат как Крез» (почему-то ссылаясь на легендарного царя древней Лидии, разбитого персами, тоже древними). В народе Израиля вошла в обиход поговорка про Кораха. Мидраш рассказывает, что он в самом деле был фантастически богат. Все у него было. Кроме власти. Купить он ее не мог, поэтому попытался захватить. Не силой, а демагогией. Он, правда, считал последнюю «легитимной политической борьбой». Апеллировал к народу, призывал к реформам, показал себя способным популистом. Кто-то за ним пошел, у кого-то его лозунги вызывали отвращение. Сила его была, по крайней мере в начальный период, в том, что он якобы защищал народные интересы. Но ничего, кроме власти как таковой, его не интересовало. Чем он кончил, мы знаем. И все же ­почему именно его имя вошло в поговорку? Почему в память народную он вошел именно как богач, а не как бунтовщик? Отвечает знаменитый раби Барух Мордехай Лифшиц из Шедлица, крупный авторитет Торы второй половины прошлого века: судьба многих баснословных богатств и капиталов печальна; живет богач, все думают, что у него миллионы; он умирает, и вдруг оказывается — не настолько он был богат. Но не таким было состояние Кораха. Мидраш рассказывает, что ни до него, ни после никто не обладал такими сокровищами, как он. Лидийскому Крезу ничего подобного и не снилось. Тора пишет (16:33): «И сошли они живыми (спустились) со всем, что им принадлежало, в преисподнюю». Это было настоящее богатство, о котором свидетельствует сама Тора. Потому и вошел Корах в поговорку, как богатый человек, а не как бунтовщик и смутьян, ибо смутьянов после Кораха среди евреев всегда хватало. Нам же надо заметить, насколько призрачным оказывается обладание даже настоящим, великим богатством, если оно не может удержать человека от опрометчивых поступков. Уж насколько, кажется, мы привыкли считать, что деньги дают человеку независимость. Но независимость оказывается кажущейся, не спасает она человека от рабства перед своими собственными страстями. Пример? — Корах! Выступил он против Торы и потерял все: богатство, жизнь и доброе имя. Все, что осталось ­поговорка в народе. Скажите, для этого он собирал свое богатство?

Есть у евреев такое умение — составлять капиталы, делать деньги, уметь работать и зарабатывать. Богатыми были наши праотцы. Написано,

что земля не могла нести все стада Авраама. Ицхак сеял зерно и получал урожаи сам-сто. Яаков тоже не бедствовал. И у царя Шломо богатств хватало, чтобы войти в поговорку. Много было у нас магнатов, настоящих капиталистов, ротшильдов и прочих «сильных мира сего». Но никогда

ни одно богатство не принесло счастье своему обладателю, если он собирал его для того, чтобы только собрать! Богатство — тяжелое испытание. Многие полагают: дайте мне выиграть в Лото, и уж я-то сумею правильно распорядиться деньгами. Простая статистика показывает, что не все нашли счастье на этом пути. Нищета унизительна, она пригибает человека к земле; но богатство иногда хуже: оно подчас ломает человека, уничтожает его. Что надо делать с деньгами, как ими распорядиться? Согласно иудаизму, деньги, попавшие в руки богачу, ­это канал (цинор), по которому Всевышний помогает бедным. Если богач не хочет помогать бедным евреям, он будет тем же самым богатством разбит. Но если он помогает неимущим, обильно жертвует на разные начинания, позволяющие евреям соблюдать Тору, учить ее, тогда благословение, которое на него снизошло, не иссякнет. Были такие богатые люди в России, есть они и сейчас в Израиле, Америке, Канаде. В той же новой России поднимается новый класс еврейских магнатов. Их будущее — в их руках. Не забудут, что они евреи, будет им благословение в любом начинании. Забудут — пропадут как Корах, которого от падения не удержала слава самого богатого человека земли.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?