Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы к видеурокам по кашруту. Смешение мясного и молочного

4. Взаимодействие между «противоположными» продуктами при различных ситуациях.

Ниже будет говориться о том, каковы законы в различных ситуациях, когда мясное смешалось или соприкоснулось с молочным. Будет рассказано о том, что к острым продуктам применимы особые правила, о том, каковы законы в случае, когда замачивали мясо и молоко в жидкости, о том, какие особенности у солёных продуктов.

Рассмотрим основные принципы взаимодействия сухих и не особо острых и солёных «противоположных» продуктов в зависимости от температуры и от того, как осуществляется это взаимодействие — с помощью кли ришон, кли шени, кли шлиши или эруй.

В случае, когда смешиваются два жидких продукта, например, мясной бульон с молоком, ясно, что даже в холодном виде происходит полное их смешение, и они запрещены в еду. Поскольку варки не было, смесь разрешено использовать в корм животным или продать нееврею.

Когда один продукт твёрдый, а другой жидкий, иногда твёрдый продукт также может стать запрещённым в еду. Так, например, пористый сыр или мясо с трещинками и отверстиями, которые попали в «противоположный» жидкий продукт — мясной бульон или молоко — могут стать полностью запрещёнными, т.к. в них проникла «противоположная» жидкость и её невозможно полностью устранить.

Твёрдые сухие неострые и несолёные «противоположные» продукты, которые соприкоснулись в холодном виде, как правило, не внедряются один в другой. Иногда достаточно их просто протереть и разрешено есть.

Когда речь идёт о соприкосновении горячих продуктов, один впитывается в другой частично либо полностью, и, соответственно, они частично или полностью запрещаются в еду. Температура, при которой продукт считается горячим и происходит его взаимопроникновение с «противоположным» ему, йад соледэт бо и выше. Продукты, температура которых ниже йад соледэт бо, считаются холодными, и к ним применимы законы соприкосновения холодных «противоположных» продуктов.

Кли ришон.

В кли ришон, температура которого йад соледэт бо и выше, происходит полное взаимопроникновение между продуктами, а также между продуктами и посудой. Так, например, если сыр попал в кли ришон — горячую кастрюлю с мясом, которая стоит на огне или которую пусть даже сняли с огня, но она ещё не остыла до температуры йад соледэт бо, то сыр полностью впитывает в себя мясо, мясо — сыр, а кастрюля — мясо с сыром.

Эруй кли ришон.

В случае эруй кли ришон проникновение продуктов один в другой и взаимодействие между продуктом и посудой происходит в самом тонком слое — кдэй клифа. Горячее молоко из кли ришон, которое пролилось в чисто вымытую мясную кастрюлю, вытягивает из стенок кастрюли впитавшееся на толщину кдэй клифа мясо, а также внедряется в стенки кастрюли. Закон в данной ситуации одинаков как в случае с эруй ше-ло нифсак а-килуах, так и в случае, когда нифсак а-килуах. Однако в некоторых ситуациях закон в случае, когда струя в момент её соприкосновения с продуктом была соединена с содержимым кли ришонэруй ше-ло нифсак а-килуах, может отличаться от закона в случае, когда речь идёт об эруй ше-нифсак а-килуах. Если на мясо, которое лежит в посуде, которой пользовались для готовки молочных продуктов в течение последних суток, пролился кипяток из чайника — кли ришон, то в случае эруй ше-ло нифсак а-килуах вода впитала мясо объёмом в кдэй клифа и внедрила его в посуду. Посуду необходимо кошеровать, а от мяса отрезать тонкий слой в том месте, где к нему прикасался эруй. В случае с эруй ше-нифсак а-килуах, вода впитывает в себя мясо, но не внедряет его в посуду; вытягивает из посуды молоко, но не внедряет его в мясо. Поэтому вода запрещена, а мясо и посуду достаточно тщательно промыть, и они разрешены. Существует ещё одно отличие между эруй ше-нифсак а-килуах и эруй ше-ло нифсак а-килуах. Согласно некоторым мнениям, эруй ше-ло нифсак а-килуах каждый раз, когда попадает на посуду или на еду, пока она горячая, впитывается на толщину кдэй клифа всё глубже и глубже, так, что в какой-то момент вся посуда или продукт могут «заполниться» продуктом, попавшим на них в форме эруй. (Желательно на практике учитывать данное мнение). В случае, когда речь идёт об эруй ше-нифсак а-килуах, сколько бы раз он ни попадал на одно и то же место посуды или продукта, он не проникает глубже, чем на кдэй клифа. Ещё одно отличие в законах: в случае, когда говорится об эруй ше-нифсак а-килуах, отрезают кдэй клифа только в качестве устрожения, и поэтому в случае значительного ущерба или когда невозможно отрезать кдэй клифа, еда разрешена полностью.

Кли шени.

Выше говорилось о том, что в кли шени продукты не варятся. Вопрос о том, происходит ли между ними взаимопроникновение, запрещающее их в пищу, или достаточно их промыть три раза и они полностью разрешены в еду, вызвал спор комментаторов Талмуда. Принятый раввинами закон гласит, что в случае, когда «противоположные» продукты, которые после того, как они соприкасались в кли шени, не собираются варить, а также в случае, когда их собираются варить, но запрет повлечёт за собой большой ущерб, полагаясь на облегчающее мнение, разрешают оба продукта, но предварительно следует их тщательно промыть. В случае, когда мясо или молоко, соприкоснувшиеся в кли шени, собираются варить и запрет продуктов не приведёт к большим потерям, следует поступать согласно более строгому мнению, по которому продукты между собой и продукты с посудой взаимодействуют на толщину кдэй клифа. Закон продуктов и посуды в такой ситуации, — как и в случае с эруй: посуду необходимо кошеровать, а от продуктов отрезать самый тонкий слой. Рассмотрим такой пример: в кли шени с молоком, температура которого йад соледэт бо и выше, по ошибке опустили ложку, которой пользовались в течение последних суток для мяса. Варить такое молоко разрешено только в случае большого ущерба. Если молоко не собираются кипятить, то в случае, когда человеку очень жаль его вылить, его можно разрешить к употреблению. Ложку необходимо кошеровать.

Два «противоположных» продукта, которые попали в воду, статус которой кли шени, достаточно тщательно промыть. Вода, которая впитала немного мяса и молока, запрещена. Посуда остаётся кошерной.

Из правила о кли шени существует важное исключение. Острая жидкость, температура которой йад соледэт бо и более, даже если находятся в кли шени, имеют статус кли ришон. Острота и тепло, помогая друг другу, приобретают особую силу внедряться в посуду и в продукты, а также впитывать их в себя. Поэтому если в очень солёную воду, в уксус или в острый маринад, которые находятся в кли шени и температура которых йад соледэт бо и больше, положили два «противоположных» продукта, оба продукта сразу же полностью впитывают один другой и становятся запрещёнными. Острое мясо, которое попало в молоко, статус которого кли шени и температура йад соледэт бо и больше, впитывает в себя молоко. Молоко в такой ситуации впитывает мясо, а кастрюля — мясо с молоком.

Эруй кли шени, кли шлиши, кли рвии и т.д.

Жидкость, переливаемая из кли шениэруй кли шени, а также все последующие виды отдаления от огня — кли шлиши — когда еду переливали дважды, кли рвии — «четвёртая посуда», т.е. удалённая от огня на четвёртую ступень, и т.д. — не обладают силой внедрения, и «противоположные» продукты и посуду достаточно тщательно промыть, и они разрешены. Однако тот, кто поступает при любом виде соприкосновения продуктов или продукта и посуды при температуре йад соледэт бо и выше так, как следует поступать в случае с кли шени, — будет благословен с Небес.

Половник.

В случае, когда жидкую еду переливали напрямую из кастрюли кли ришон в тарелку, понятно, что тарелка получает статус кли шени. Та жидкость, которую переливают, является эруй кли ришон и впитывается в тарелку на толщину кдэй клифа. Однако обычно для перекладывания еды в тарелку пользуются половником. Поэтому необходимо выяснить, каков статус половника: кли шени, то, что из него переливают — эруй кли шени, а тарелка, соответственно, — кли шлиши; или половник, поскольку он находится в самом кли ришон, становится тоже кли ришон. Согласно мнению раввинов, если кли ришон находился на огне и, когда в него опустили половник, его содержимое кипело, то, если половник находился там некоторое время, его статус — кли ришон, а статус тарелки, в которую затем перелили еду — кли шени. В случае, если кли ришон был горячий, но не кипел, или не стоял на огне, или половник не задерживался в нём, следует выяснить у раввина, как поступать, т.к. существуют в этом вопросе разные мнения и закон зависит от некоторых частностей.

Двар гуш.

Перечисленные выше различные степени удаления от огня, от которых может зависеть, происходит ли взаимопроникновение продуктов или продукта и посуды, актуальны в случае, когда речь идёт о жидкостях и жидкой пище.

Твёрдая еда — двар гуш, как то: мясо, рис, овощи и т.д. — сохраняет тепло лучше, чем жидкости, и от того, что её перекладывают из посуды в посуду не особо теряют тепло. Поэтому статус твёрдой еды в отношении взаимопроникновения продуктов и продуктов и посуды — кли ришон, сколько бы её ни перекладывали из посуды в посуду. Так, например, если мясо, температура которого йад соледэт бо и больше, которое несколько раз перекладывали из посуды в посуду, порезали «молочным» ножом, вытягивает из ножа молоко и само внедряется в нож. Однако поскольку вопрос о статусе двар гуш неоднозначен, поэтому в случае, когда запрет продуктов или посуды ведёт к ощутимым потерям, необходимо выяснить у раввина, как следует поступить в каждом конкретном случае.

***

Поскольку примеры приведены в качестве иллюстрации краткого изложения основ, не рассматривались все частности закона. Ситуации с описанием закона в каждой из них будут разбираться более подробно ниже.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?