Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Изучение Торы, Ешива Мир, Йехезкель Ляйтнер, Спасение жизни, Советский Союз
Для двухсот тысяч евреев из оккупированных русскими районов Польши поездка по Транссибирской магистрали оказалась роковой: она привела их в разбросанные по всей Сибири лагеря. Эта акция является одной из величайших трагедий в истории еврейства. В непроходимых лесах и бескрайних снежных пустынях заключенные работали при 50-градусном морозе и на ледяном ветру, жили в нечеловеческих условиях. В то же время другие, вывезенные в жаркие степи Казахстана, страдали от жестокой нищеты и болезней. Смертность среди этого контингента заключенных была очень высокой.
Всем, кто знаком с жуткими фактами существования в условиях сталинского режима, трудно представить себе, как двум тысячам знатоков Торы удалось пересечь эти страшные сибирские края. Ехали они той же дорогой, но не как рабы, а как путешественники, с которыми обращались, словно с туристами или иностранными гостями. Эти две тысячи беженцев пересекли Сибирь со всеми удобствами “в русском стиле”: вместо мягких сидений, по обе стороны купе шли простые деревянные скамьи. В пути местные “экскурсоводы” расхваливали города Свердловск, Челябинск, Иркутск, Новосибирск и прочие центры ссылок, называя их “чудесами русской технологической мысли и промышленного развития”.
В той же степени, в какой эти высокие эпитеты отличались от реальной действительности, ничего общего не имело между собой поведение беженцев и остальных пассажиров поезда. Как вспоминал впоследствии один иностранец из Западной Европы, он, проведя с ешиботниками в одном поезде две недели, так и не смог понять, куда и зачем они едут.
— Каждый день я не уставал удивляться их отношениям: все время ругаются, но — по-дружески. В споры и ссоры вовлекалось много людей, но все всегда кончалось миром. Разногласия вертелись вокруг огромных пухлых книг — в этих книгах заключалась причина конфликта, но в них же таился и примиряющий всех ответ.
Между тем “странные” пассажиры были увлечены решением многочисленных юридических, этических и религиозных задач, которые встали перед ними в ходе путешествия. Все новое надо было осознать в соответствии с положениями Торы.
Большинство алахических трудностей, обсуждаемых в поезде на протяжении двух недель, сводилось к проблеме соблюдения шабата. Вот одна из них: можно ли в шабат сбрасывать с поезда какие-либо предметы, к примеру, совершая туалет? Или: можно ли в шабат поднимать к стене верхние полки вагона? Среди участников этих дискуссий находились известные знатоки Еврейского Закона, а также главы ешив — такие знаменитые мудрецы, как рабби Реувен Грозовский, рабби Аарон Котлер, рабби Ехезкель Левенштейн, раби Хаим Шмулевич и многие другие светила.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?