Из цикла «Дерех эрец», темы: Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
Одна из важных сторон достойного и правильного поведения в жизни — быть хорошим соседом (см. Авот 2:13). Понятие «сосед» включает здесь не только того, кто живет рядом, но и всех тех, с кем есть у человека много совместных дел и дружеские отношения (как объяснялось выше, где мы говорили о порядке предпочтения при распределении благотворительной помощи).
Как правильно вести себя с соседом
В целом следует вести себя так, как мы говорили об этом в гл. 7, где шла речь о любви к людям: следует стараться помогать соседям всеми своими силами и имуществом (8), стараться не извлекать из них выгоду для себя (если только речь не идет о мелочах), а, напротив, следует стремиться приносить пользу (7), нести их тяготы и не конфликтовать из-за помех и неудобств, которые они причиняют (2).
Следует также остерегаться в том, чтобы не навещать соседей сверх разумной меры, ибо постоянное пребывание (даже в доме родных и любящих тебя) приводит к ненависти! Об этом сказал царь Шломо: «Удерживай свою ногу от дома своего ближнего, не то он пресытится тобою и возненавидит тебя» (Мишлей 25:17). И объясняет Раши: «Чрезмерное пребывание (в гостях) приводит к ненависти, подобно тому, как переедание меда заканчивается рвотой». А Мецудат Давид комментирует, что любимый человек, которого видят редко, — самый желанный. Но когда он начинает появляться слишком часто, былая любовь к нему исчезает.
Причина подобной ненависти в том, что люди отличаются друг от друга, и, когда один человек слишком много и часто видит другого и те его черты, которые ему не нравятся, он, в конце концов, доходит до ненависти. Люди могут просто надоесть друг другу, и мидраш даже указывает на это, как на один из смыслов отдаления жены от мужа в период ее нечистоты.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?