Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рамбам в книге «Яд Хазака» в законах «дающего в долг и одалживающего» пишет (перек 4): «Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы».

Законы ссуд необыкновенно обширны и сложны, мы же сейчас разберем один из вопросов. Известно, что большинство банков Европы и Америки являются сообществами акционеров, и сегодня почти в каждом из них какая-то доля акций принадлежит еврею. Если так, возникает вопрос, можно ли пользоваться услугами этого банка. Одним из первых раввинов, занявшихся этой проблемой, был автор Кицур Шулхан Аруха раби Шломо Ганцфрид. В законах ссуды он пишет, что брать ссуду в таком банке под проценты — значит нарушать запрет Торы.

Но большинство других законодателей спорят с ним.

а) В «Вопросах и ответах» раввин города Лемберга (современного Львова) раби Йосеф Шауль Нотанзон приводит два довода, позволяющих пользоваться услугами банков, акции которых принадлежат евреям:

1. В примечаниях Рамо (раби Мойше Исерлес) к Шулхан Арух приведено мнение Раши, который говорит так, что в законах ссуды под проценты можно пользоваться понятием «нет посланника, сделать преступление». Есть заповеди, которые можно исполнить через посланника. (Т.е. либо результат действия посланника как будто достигнут посылающим; либо посланник работает, как длинная рука посылающего, в случае чего даже само действие как будто сделано посылающим.) Этот закон работает только в повелительных заповедях, но не в запретах. Поэтому там, где один посылает второго нарушить закон Торы, это действие является действием посланника, а не того, кто его послал. В нашем случае деньги переходят из рук владельцев банка в руки клиентов не прямо, а через служащих банка.

Но это его объяснение было не принято многими законодателями, т.к. служащие банка работают как автоматы, то есть всего лишь приводят процедуру в действие и не берут на себя никакой ответственности. Так что в момент оформления сделки деньги не переходят в их собственность, и работники банка не могут самостоятельно распоряжаться ими. Кроме того, на чеках или договорных документах стоит штамп банка, выдавшего деньги, свидетельствующий, что еврей взял ссуду в банке напрямую без посредников.

2. Второй довод раби Йосефа Нотанзона: можно разрешить с помощью понятия «брейра» (Одно из правил в законах Торы, которое рамки этой статьи не позволяют достаточно подробно объяснить). В данном случае это правило говорит следующее. Несмотря на то, что доля каждого акционера не отделена от других и является частью одного целого состояния банка, и, в принципе, в каждой ссуде, данной банком, есть доля каждого акционера соответственно его доле в общей кассе банка и условий, на которых он вступал в акционерное общество, все равно происходит «брейра» — «отбор». Когда ссуда выдается нееврею, то его кредитует каждый из акционеров банка. Если же за ссудой обращается еврей, то ему выдаются деньги только из доли неевреев.

Но и этот довод недостаточен, ведь если еврей берет очень большую ссуду, превышающую сумму всех вкладов неевреев, то он обязательно получит деньги и из доли евреев.

б) В «Вопросах и ответах» Маарам Шик считает, что акционерное общество не является собственностью акционеров. Оно отдельный представитель, а акционеры как бы одолжили деньги этому сообществу. Поэтому деньги, полученные в таком банке, не считаются ссудой, взятой у еврея, так как клиент получает ее от организации «сообщество акционеров».

Но и этот довод принимают не все, поскольку в случае убытков банка, акционеры теряют часть своего имущества. В этом случае получается, что, в конце концов, имущество банка записано на их имя, а, значит, и ссуда — от них. (Есть и другие возражения против мнения Маарама Шик).

в) В книге «Диврей дойдим» приводится мнение рава Исроэля Салантера, который дает разрешение пользоваться такими банками, так как деньги меньшинства евреев аннулируются в большинстве нееврейских денег.

С этим доводом многие раввины также не согласны. Оппоненты рава Салантера опираются, в первую очередь, на Гемору Бейца. Там написано, что законы, связанные с запрещенными вещами, не похожи на законы имущества. В Геморе сказано:

«Запреты аннулируются, имущество не аннулируется».

Таким образом, если смешались вместе одна мера пшеницы, принадлежащей одному человеку, с десятью мерами пшеницы, принадлежащей другому — хозяин десяти не стал хозяином одиннадцати. Хозяева этих мер — компаньоны, у которых есть соответствующая доля в общей смеси зерен.

Одно из основных мнений, на которое опираются разрешающие пользоваться такими банками, является ответ раби Йосефа Тарони, раввина Константинополя, известного как Маарит по названию своей книги «Вопросы и ответы Маарит».

Маарит пишет так:

«Допустим, еврей дал свои деньги нееврею на хранение, а часть из них — в качестве ссуды, и нееврей эти деньги одолжил другому еврею под проценты. Тогда, первый еврей не нарушает запрета [ссуды под проценты]. Если так, то и в банке, где контрольным пакетом акций владеет нееврей, у еврея нет власти, и он не может принимать решения, то есть его акции фактически являются ссудой нееврею. А он, в свою очередь, распоряжается ею, как считает нужным, в частности, дает в долг другому еврею под проценты.»

Маарит уподобляет это запрету пользоваться работой нееврея в Шаббат. Мудрецы запретили нанимать нееврея для того, чтобы он работал на еврейском предприятии в Шаббат, но можно отдать предприятие нееврею при условии, что он будет платить, например, одну треть от доходов. Таким образом, еврей не нанимает нееврея работать именно в Шаббат, нееврей сам решает, когда и сколько ему работать — поэтому запрета нет.

В случае с еврейской долей в акциях банка получается то же самое. Все доходы от процентов принадлежат обладателю контрольного пакета акций, а он уже отдает еврею соответствующую часть.

Законы ссуды под проценты в банках, находящихся в общей собственности неевреев и евреев

 

1. Нет запрета давать в долг или брать в долг под проценты у банка, который находится в абсолютном владении нееврея.

2. Если банк находится в совместном владении евреев и неевреев, то возможны два варианта:

а) Если у евреев-совладельцев нет такого пакета акций, который дает им право управлять и принимать решения, а также этот банк не известен как банк, принадлежащий евреям, можно вкладывать в этот банк или брать в долг и совершать другие операции с процентами;

б) Если еврей является одним из участников, принимающих решения, или же этот банк известен как банк еврея, то нельзя пользоваться этим банком.

3. Можно инвестировать средства или имущество в фирмы в любой точке мира, если они подобны вышеупомянутому банку, то есть у евреев нет там права решения, и эта компания не известна как еврейская.

4. С евреями, которые жили по законам Торы, а потом оставили их (апикорсим и муморим), нет запрета заниматься сделками под проценты. Однако почти все нерелигиозные евреи сегодня не имеют статуса апикойрес или мумар, а называются тинок шэнишба — «дитя, взятое в плен». Еврейский ребенок, которого взяли в плен, вырос среди неевреев и не жил по законам Торы, нарушает не по своей воле, а по воле обстоятельств. Сегодня большинство евреев, даже живущих в Израиле, выросли в семьях, которые не дали им представления о Творце мира и Его законах. Такие евреи являются «детьми плена», даже если они слышали о Торе или видели соблюдающих ее. С ними можно проводить денежные операции с процентами только при исполнении вышеупомянутых условий. То есть лишь в том случае, если у этого еврея нет права принятия решений в финансовой компании, где он работает, и эта компания не известна как еврейская.

5. Можно проводить любые денежные операции с евреями, если они приняли на себя все условия постановления мудрецов, называемого «этер иска». Об этом очень сложном алахическом понятии мы поговорим в отдельной статье.

Рав Бенцион Меламед, из журнала «Мир Торы», Москва


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?