Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мордехай угрожал Эстер, что она сама и дом ее отца погибнет?

Темы: Аман, Пурим, Мегилат Эстер, Шауль, Эстер, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Здравствуйте, ув. рав. Вопрос по поводу Мегилат Эстер (4:13, 14). Мордехай, уговаривая Эстер спасти еврейский народ, угрожает, что, если она этого не сделает, то спасение евреям придет с другой стороны, но она сама и дом отца ее погибнут. Эстер пошла к Ахашверошу, и сама она спаслась, и евреев спасла, но вот что стало с домом отца ее? Он ведь все равно погиб? Или нет? Заранее благодарю, Орит

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая Орит!

Мне видится, пшат (простой смысл текста) — не в том, что Мордехай угрожает, что она и дом ее отца погибнет. Он ей говорит: твой отказ исходит из твоего видения ситуации — ты в безопасности, а весь еврейский народ в опасности. Смысл слов Эстер был: почему я, находясь в безопасности, должна подвергать себя опасности ради других? Тем более, продолжает Эстер, что меня не звали к царю уже 30 дней. Либо скоро царь меня позовет, и я ему скажу о евреях, либо он утратил ко мне интерес, и тогда мои слова будут для него, как говорят, как прошлогодний снег.

Мордехай ей отвечает: ты в той же опасности, что и все остальные евреи. Кто знает, останешься ли ты у царства, когда Указ будут приводить в исполнение? Ты в той же опасности, что и другие. Поэтому ты должна подвергнуть себя опасности ради народа.

(А об ответе Мордехая на аргумент Эстер, что царь не звал ее 30 дней, см. статью. Отменить царский указ в Персидском государстве Ахашвероша — «государстве правопорядка» — было очень и очень непросто, а отменить его при встрече царицы с царем, когда он ее позовет, было совершенно невозможно).

И Эстер подчинилась приказу своего учителя Мордехая.

О Вашем вопросе. Что значит «ты и дом твоего отца погибнете»? При чем тут дом отца? Если Эстер ведет себя, по мнению Мордехая, неверно, при чем тут дом ее отца? Есть интересный комментарий, что Мордехай говорит Эстер: «Послушай, ты — из потомков великого царя Шауля. И царь Шауль совершил в свое время нарушение — не убил Агага немедленно, как ему за это выговаривал пророк Шмуэль. И за то время, что Агаг оставался в живых, он зачал сына, потомком которого стал Аман, организовавший уничтожение еврейского народа сейчас. Ты — из потомков Шауля, и ты обязана исправить его ошибку. Если исправишь, ты сделаешь большое духовное благо своему предку Шаулю, если нет, то твой прародитель Шауль не получит избавления — и дом твоего отца погибнет, т. е. не получит духовного исправления. И это — еще одна причина, по которой ты обязана пойти к царю».

С уважением, Бен-Цион Зильбер


Читайте также: тема Еврейский дом

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.