Темы: Аман, Рав Реувен Куклин, Пурим, Амалек
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос чисто пуримский. Почему мы говорим «да сотрется имя Амана», а с другой стороны, мы всё время и каждый год Амана вспоминаем. «Помни, что тебе сделал Амалек» (прапрадед Амана). Может, о праправнуке, т.е. Амане, говорить не нужно? Не противоречие ли это, что мы мешаем стереться памяти об Амане, или должна уничтожиться его душа? А можно уничтожить душу, — в ней Б-ная искра?
Z., Бруклин
Уважаемый Z.!
Задам дополнительный вопрос, ответ на который поможет ответить и на Ваш вопрос.
Тора говорит (Дварим 25, 19): «…сотри память об Амалеке из поднебесной, не забудь». Противоречие в этом стихе бросается в глаза — сначала говорится «сотри память об Амалеке», это означает, что мы должны забыть Амалека, а сразу после этого говорится «не забудь». Ответ на этот вопрос содержится в словах Раши, который объясняет: стереть память об Амалеке значит уничтожить даже принадлежащий ему скот, «чтобы не упоминалось имя Амалека даже в связи со скотиной». Из слов Раши мы делаем вывод, что нет обязанности забыть, что сделал нам Амалек в прошлом. Наша задача — чтобы не осталось в окружающем нас мире чего-либо, связанного с Амалеком, несущего в себе память о нём, в том числе, его идеологии.
Более того, чем больше мы будем напоминать себе, какие зверства творил Амалек в отношении еврейского народа, тем больше будет наше желание уничтожить память о нём и, тем самым, приблизить исполнение заповеди об уничтожении Амалека.
То же самое — в отношении Амана. Упоминая его коварные замыслы, мы приближаем исполнение заповеди об уничтожении Амалека.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте:Пурим — обзор статей
Рав Бенцион Зильбер
При чём тут уши?
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Рав Реувен Пятигорский
Насильственные действия никогда ни к чему хорошему не приводили. И фараон, задумавший истребить еврейских младенцев, и Аман, который хотел уничтожить весь народ Израиля, в результате сами плохо кончили.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Овадья Климовский
Как помешать врагу вредить нам?
Гади Поллак
Рав Арье Кацин
Пурим 1953 года
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
«И отсчитайте себе от второго дня праздника, от дня приношения вами омера возношения, семь полных недель. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней»
Гади Поллак
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Израиль — святыня Всевышнего
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина