Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему назорею нельзя есть виноград? Про вино и крепкие напитки понятно...

Темы: Вино, Прелюбодеяние, Назир, Натан Агрес, Сота, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

Здравствуйте, объясните, пожалуйста, почему в Числах, в 6 главе говорится о том, что назореи должны воздерживаться от винограда, им нельзя есть ни сырые, ни сушеные виноградные ягоды? Понятно, что пить вино, крепкие напитки нельзя. Но почему сюда попадает виноград? Заранее спасибо за ответ.

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный вопрос.

В первой мишне трактата Авот («Поучения отцов») сказано, что одним из важнейших достижений Мужей Великого Собрания (начало периода Второго Храма) было «возведение ограды» вокруг Торы. Они установили дополнительные запреты, цель которых — оградить человека от нарушения запретов Торы. Например, Тора не запрещает верховую езду в субботу, но мудрецы запретили ее из опасения, что, забывшись, человек отломит ветку, чтоб погонять животное. Запрет переносить и использовать предметы обихода, предназначенные для действий, запрещенных в субботу, так же введен мудрецами. Запрещено переносить и использовать пилу, молоток и т.п., т.к., держа в руке такой предмет, легко, забывшись, совершить запретное действие. И т.п.

Следует помнить: любые постановления мудрецов соответствуют духу самой Торы, т.е. воле Творца, раскрытой в Торе. Откуда известно, что необходимо «возвести ограду» вокруг Закона? Мудрецы выводят это из сказанного в книге Ваикра (18:30): «Соблюдайте те же закон Мой» (у-шмартэм эт мишмарти) — буквально «охраняйте», подобно караулу, который охраняет какой-то важный объект, не позволяя никому приблизиться к нему.

А «моделью» для подобной ограды являются законы Торы о назире. Об этом говорит Мидраш (Шмот Рабба, гл. Бо 16): сказал Всевышний назиру: «Ты взял на себя обет не пить вина, чтобы оградить себя от нарушения запрета (имеется в виду, что пьянство приводит к нарушению запретов: разврата, прелюбодеяния, нескромного поведения и т.п.). Не думай, что достаточно отказаться только от вина. Я укажу тебе верный путь не согрешить: не только вино, но и виноград, и все, что сделано из него, запрещено тебе».

Понятно, почему идея ограды закона связана именно с этой заповедью. Ведь отказ от вина, по сути, является оградой, которую человек по собственной воле возводит вокруг себя, если чувствует тягу к греху и хочет отдалиться от него (см. Нэдарим 9 б).

Смысл отказа от винограда и любых его производных — в том, чтобы полностью исключить «контакты» со спиртным. Из опасения, что, если человек попробует что-либо, связанное с вином, дурное начало начнет настойчиво убеждать его нарушить основной запрет.

Этот принцип раскрыт Торой уже в самом начале книги Берешит. После того как приношение Каина было отвергнуто, Всевышний обратился к нему со словами: «Отчего досадно тебе? И отчего поникло лицо твое? Ведь если исправишься — будешь прощен, но если не исправишься — то у входа грех лежит, и к тебе влечение его…» (Берешит 4:6-7). Что значит «у входа грех лежит»? Одно из объяснений: дурное начало (йецер а-ра) постоянно начеку, и, как только человек «приоткрывает» для него даже самую узкую щелку, оно немедленно проникает внутрь и переходит в атаку. Поэтому следует полностью «закрыться» от греха, чтоб даже малейшей возможности йецеру не оставить.

Рассматривая этот вопрос, невозможно обойти стороной особую связь между тем, что запрещено назиру, и запретом прелюбодеяния (разврата). В тексте Торы эти законы «соседствуют». Сначала идут законы о соте (женщине, подозреваемой в измене — Бемидбар 5, 11-31), а затем — о назире (там же, 6, 1-21). Такое соседство «сообщает»: тот, кто столкнулся с развратом, должен отказаться от вина (см. Назир 2 б). Без активного внутреннего сопротивления силы зла, пробужденные видом «позора соты», сделают свое и побудят человека к греху.

Более того, не случайно замужняя женщина уподобляется виноградной лозе: «Жена твоя, как лоза виноградная плодоносная, во внутренних покоях дома твоего» (Тэилим 128:3). Как виноград и все его производные запрещены назиру, поскольку он дал обет не прикасаться к ним, так и замужняя женщина запрещена всем мужчинам, кроме мужа, которому она «посвящена» (Мидраш, там же). По аналогии с законами о назире, запрещена не только сама интимная связь, но и все «сопутствующие» действия (поцелуи, объятия, даже вдыхание запаха ее духов и уединение с ней). Все это в краткой форме сказано в стихе Торы: «не приближайтесь (к разврату)» (Ваикра 18:6). Не сказано «не развратничайте», но «не приближайтесь». Речь идет о запрете любых видов прикосновения. Так же следует сказать и назиру (Шабат 13а): «Обойди, обойди вокруг, к винограднику не приближайся!»

В заключение попытаемся немного «приблизить» законы о назире к нашей реальности. Тора называет назира кадош — «святым», т.е. «посвященным», отделенным от остальных людей в какой-то области. Он «отделил» себя от вина и, таким образом, достиг более высокого духовного уровня. Но есть и заповедь, обращенная ко всему народу: «Будьте святы, ибо свят Я, Б-г Всесильный ваш…» (Ваикра 19:1). Рамбан объясняет: это требование к каждому еврею — жить в святости, т.е. отделить себя (каждый в соответствии со своим уровнем) от низких, животных порывов и построить себе рамки достойного, нравственного поведения.

С уважением, Натан Агрес

Читайте: Вино, опьянение и алкоголь в еврейской традиции

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.