Темы: Иштадлут, Танах, Давид, Рав Яков Гельфман, Голиаф
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав! В Книге Шемуэйл I сказано: «(40) И взял палку свою в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в свою пастушескую сумку и в мешок, и с пращой в руке своей подошел к Пелиштимлянину». Почему Давид взял пять камней, если он убил Гальята одним? Спасибо! Коль брахот! А.
Шалом, уважаемый А.
Ваш вопрос можно разделить на две части. Первая: почему царь Давид не взял только один камень? Вторая: почему он взял именно пять?
На первый вопрос можно ответить так: человеку следует вести себя осмотрительно, принимая во внимание все возможные варианты развития событий. «Может быть, я не попаду с первого раза, и даже если попаду, может, одного камня будет недостаточно». Особенно важен этот принцип в области духовной. Например: существует распространенный обычай брать с собой в дальнюю дорогу тфилин (филактерии), даже если собираешься вернуться домой в тот же день. В чем смысл этого обычая? Может произойти непредвиденная задержка, и тогда, не дай Б-г, мы не сможем выполнить заповедь. Тем более важна предусмотрительность, когда речь идет о спасении всего народа, как в истории с Гольятом. В подобных ситуациях нельзя просто сказать: «Б-г поможет», а необходимо приложить максимальные усилия, чтобы преуспеть, и просить у Б-га помощи в том, чтобы довести дело до конца. (Более глубоко с этим принципом можно ознакомиться в книге «Путь праведных», глава о расторопности).
Почему Давид взял именно пять камней, а не шесть или десять? Ответ можно найти в комментарии Радака (раби Давида Кимхи). Комментатор приводит мидраш: т.к. Гольят стремился опозорить Имя Всевышнего и дарованной Им Торы (которая является свидетельством избранности еврейского народа), а также праотцов Авраама, Ицхака и Яакова (которые распространяли знание о Едином Творце), Давид положил в сумку именно пять камней: «восстановить» Славу Всевышнего, подорванную Гольятом, и подтвердить истинность связи еврейского народа (троих праотцов) с Творцом посредством Торы. Получается, что пять камней символизируют пять столпов, на которых держится еврейский народ: Всевышний, Тора и трое праотцов, за которых мстит и чью славу восстанавливает царь Давид.
С уважением, Яаков Гельфман
Арье Парнис
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Натан Агрес
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина