Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как относится иудаизм к работе и заработку?

Темы: Иштадлут, Тора и бизнес, Биркат аМазон, Заработок, Рав Натан Агрес, Ман, Материальные блага, Адам

Отложить Отложено

Здравствуйте! Хотел бы прояснить для себя, как относится иудаизм к работе и заработку? Спасибо, Олег

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Олег, спасибо за Ваш вопрос! Действительно очень важно как следует прояснить эту тему.

Понятия работы и заработка

Понятия «работа» и «заработок» обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок, как гласит известная поговорка: «Кто не сеет, тот не жнет!». И действительно, на первый взгляд, только путем упорного труда можно достигнуть финансового успеха.

Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так!

Заработок, средства к существованию посылаются человеку Свыше по милости Всевышнего, как сказано в Псалмах царя Давида (136:25): «Дающий пищу всему живому, ибо вечна милость Его», и сказано (145:16): «Раскрывает Он руку Свою и насыщает все живое согласно желанию его».

А в Талмуде говорится (трактат Бейца 16а): «Пропитание человека устанавливается ему от Новолетия до Новолетия, кроме затрат на соблюдение Субботы и обучение детей Торе[1]». Т.е. всё, что касается пропитания, и, в частности, финансовый достаток устанавливается человеку по результатам суда в Рош а-Шана — еврейское Новолетие, когда Творец мира подводит своего рода «годовой баланс» и по результатам прошедшего года выдает все ресурсы для года наступающего.

Необходимость в работе, в нелегком физическом труде — это всего лишь стороннее условие, без исполнения которого невозможно «переправить» установленное благо «с Небес на землю».

Необходимость в физическом труде — следствие греха

Но откуда взялось это условие? Почему Всевышний не может обеспечить человека всем необходимым без колоссальных усилий с его стороны?! Оказывается это состояние — одно из последствий первородного греха первого человека — Адама!

Сотворив Адама, Творец поместил его в Ган-Эден (буквально «Сад Утонченности»), полный прекрасных фруктовых деревьев, предназначенных в пищу человеку, и обладающий оптимальными климатическими условиями. В своем первоначальном состоянии действительно не было у Адама никакой необходимости в физическом труде ради самообеспечения, он был полностью избавлен от бытового бремени и мог целиком посвятить себя основной цели своего появления на свет — постижению Творца и духовным изысканиям.

Но первородный грех в корне изменил картину вещей! Адам был изгнан из Ган-Эдена, и вдобавок на него снизошли всевозможные проклятия, одно из которых: «Проклята земля из-за тебя, в муках будешь кормиться от неё все дни свои, тернии и кустарник будет взращивать тебе, в поте лица будешь есть хлеб» (Берешит 3:17-19). С этого момента и далее человеку придется прилагать значительные усилия, чтобы обеспечить себя пропитанием и всем необходимым.

Об этом же сказано в Талмуде (трактат Кидушин 82а): «Рабби Шимон сын Эльазара говорил: “Видел ли ты птиц или животных, изучающих профессию? И, тем не менее, они получают свое пропитание без мук и усилий. Но ведь они были созданы, чтобы прислуживать мне, а я — прислуживать моему Создателю, почему же мое пропитание достается мне с муками? Потому что я совершал дурные поступки (грешил)[2] и потерял средства к существованию!”»[3].

Как выяснилось, необходимость в тяжелом физическом труде — это часть проклятия, снизошедшего на человечество вследствие греха Адама. Со стороны Всевышнего ничего не изменилось, но со стороны человека нет у него возможности получить свое пропитание пока не исполнится на нем проклятие «в поте лица будешь есть хлеб»! На что это похоже? На любящего отца, оставившего сыну приличную сумму в сейфе; деньги уже ждут сына, но для того чтобы открыть сейф, необходим ключ. Ключ — не причина заработка, а средство устранить внешнюю преграду, разделяющую между получателем и положенным ему подарком. Так же и в нашем случае — не сама работа приводит к достатку, как может показаться неискушенному взгляду, а факт труда устраняет преграду, задерживающую заведомо установленное благо.

Практические выводы

Истинное понимание вещей имеет важное практическое применение!

Если необходимость в работе — не первопричина достатка, а только внешнее условие (исполнение проклятия) — чрезмерное старание не приведет к большему результату! Это похоже на бак с водой, имеющий краник: добавление еще одного краника не увеличит количества воды, а разве что приведет к ее преждевременному расходу.

Именно это и имеет в виду Талмуд, говоря, что пропитание человека устанавливается ему заведомо на год вперед — с одной стороны, нет необходимости прибегать к чрезмерным стараниям, ведь в любом случае бюджет уже установлен, а с другой — попытка увеличить доход в начале года может привести к его недостатку в конце[4].

Но какое старание все-таки следует приложить?

Обычно принято ориентироваться на поведение большинства нормальных людей в данном месте в данное время. Но в принципе это вопрос индивидуальный, во многом зависящий от духовного уровня человека. Чем выше человек в своем духовном развитии, чем больше способен он искренне положиться и уповать на опеку Всевышнего, тем меньше стараний он должен прилагать ради самообеспечения. Духовно совершенствуя себя, человек исправляет в своей душе последствия первородного греха, что естественным образом ведет и к сокращению проклятия, связанного с этим грехом. А освободившись от этой ноши, он сможет посвятить сэкономленные время и силы дальнейшему духовному подъему.

Ман — «пособие» по отношению к заработку

Прежде чем ввести еврейский народ в Обетованную Землю, Всевышний даровал им ман (небесную манну), которым питался народ на протяжении сорока лет пребывания в пустыне. Помимо своей прямой функции — обеспечить пропитание народа — ман служил для евреев «живым пособием» по упованию на Творца и ежедневно демонстрировал, что пропитание исходит только от Всевышнего, вне зависимости от усилий человека. Как сказано (Шмот 16, 17-18): «И собирали сыны Израиля ман, кто больше, а кто меньше. Но при измерении собранного омером[5] обнаруживалось, что у собиравшего много не было лишнего, а у собиравшего мало — не было недостатка, у каждого было ровно по необходимости». Более того, для праведников ман выпадал прямо рядом с их шатром, а грешники должны были хорошенько потрудиться, прежде чем дневная «норма» попадала в их руки[6].

Этот важный урок был особенно необходим перед входом в Землю Израиля, когда каждый должен был получить свой земельный надел и добывать хлеб насущный путем собственного физического труда. Но Всевышний повелел взять одну порцию мана и поместить ее на хранение в Святая Святых возле Ковчега Завета, чтобы это служило и для будущих поколений уроком по правильному отношению к понятию заработка[7]. Пророк Ирмияу, живший в последние годы Первого Храма (примерно восемьсот лет после исхода из Египта), упрекал народ в недостатке упования на Творца и показывал им сосуд с маном, которым питались их предки в пустыне (см. Ирмияу 2:31). Понятно, что этот урок актуален и в наше время.

По этой причине ежедневное чтение «Парашат а-Ман» — отрывка Торы, рассказывающего о мане (книга Шмот 16, 4-36), издревле считается проверенным средством для достижения финансового успеха[8]. Так приводится в Иерусалимском Талмуде (трактат Брахот): «Каждому, кто произносит эту главу каждый день, обещано, что никогда не будет у него недостатка в пропитании»[9].

Заповеди, усиливающие упование на Творца

Эту же цель преследует заповедь благословлять до и после еды — «Биркат а-Мазон». Она напоминает нам, что средства на пропитание не приходят к нам в заслугу собственных усилий, а постоянно посылаются щедрой и заботливой рукой Творца. В книге «Сефер а-Хинух» сказано, что тому, кто тщательно исполняет эту заповедь, даруется пропитание все дни его жизни, да еще с почетом (см. «Мишна Брура» 185:1)[10].

Есть в Торе и другие заповеди, призванные развить меру упования и обуздать ощущение собственного величия и независимости. Так заповедь о субботнем покое, запрещающая будничные работы, а также заповедь Шмиты — седьмого года, в который запрещены почти все сельскохозяйственные работы, кроме прочего преследуют своей целью продемонстрировать человеку провидение Всевышнего и Его заботливую опеку. Еженедельно закрывая свой бизнес перед началом Субботы и свое поле перед седьмым годом, каждый еврей внедряет в свое сердце чувство упования на Творца. Такая самозакалка из раза в раз усиливает меру упования, тем более, когда человек реально видит, что ничего не теряет, соблюдая заповеди Всевышнего[11].

Важность прямоты и честности при ведении бизнеса

Если работа — это только условие преодолеть преграду проклятия, понятно, что различные запретные действия, направленные на достижение прибыли, не могут быть засчитаны как исполнение этого условия. И даже если на первый взгляд они приводят к желаемому результату, это только вопрос времени (которого у Всевышнего много), когда человеку предъявят неоплаченный счёт с добавлением штрафа…

С работой связаны многие запреты и заповеди Торы: не укради, не обманывай, не задерживай плату работнику, выплата зарплаты вовремя и многие другие. Наемный работник, получающий почасовую оплату, обязан полностью посвятить себя поставленной задаче и не растрачивать драгоценное время хозяина. Тот, кто работает в офисе работодателя, должен остерегаться воровства даже в мелочах — использование рабочего телефона для личных бесед, рабочих бланков и бумаги для собственных целей и т.д. Кроме этого, работник обязан в точности исполнять все условия работодателя, даже если они не соответствуют принятым рамкам в других местах. Перед началом любой работы следует ознакомиться с законами, связанными с нею. В кодексе еврейского закона Шульхан Арух (раздел Хошен Мишпат) имеются по этому поводу целые главы, а тот, кто не может проучить их самостоятельно, должен обратиться за консультацией к сведущему раввину. Причем это касается как работника, так и работодателя.

Большое значение имеет также место работы и окружение сотрудников. Желательно выбирать место работы, соответствующее духу Торы.

О важности правильного и честного ведения бизнеса можно судить из сказанного в Талмуде (Шаббат 31а): «Когда вводят человека на суд (сразу же после смерти), спрашивают его: честно ли вел ты свой бизнес? Было ли у тебя постоянное время для изучения Торы?..». Первое, что спрашивается с человека, — это вопрос его прямоты и честности в финансовых делах, это предшествует даже вопросу об изучении Торы!

В источнике вопрос о бизнесе звучит так: «Насата ве-натата бе-эмуна?», что значит: «Была ли твоя купля-продажа верной?» — без воровства, обмана и т.п. Но слово «бе-эмуна» можно понять и как «с верой». Согласно этой трактовке, данный вопрос включает в себя дополнительное значение: «Вел ли ты бизнес с верой в то, что не твои усилия, а провидение Всевышнего приводят тебе достаток?», как мы объяснили выше.

Работа и изучение Торы

Но действительно, почему именно этот вопрос считается главным, разве изучение Торы не важнее финансовых дел?

Ответ содержится в словах мудрецов (Тана двей Элияу Раба гл. 1): «Дерех эрец кадма ле-Тора» — «Хорошие качества характера и нравственное поведение предшествуют Торе!». Только тот, кто имеет задатки этических норм, способен изучать Тору. Более того, если мудрец ведет себя недостойно по отношению к людям и их имуществу, он оскверняет Имя Всевышнего и саму Тору, ведь что окружающие скажут о нем: «Смотрите! Он учит Тору и так себя ведет!», а это самое страшное прегрешение. И напротив, тот, кто ведет себя достойно по отношению к людям и изучает Тору, прославляет Имя Творца, что является самой большой заповедью[12].

С другой стороны, не стоит забывать и о втором вопросе: «Было ли у тебя постоянное время для изучения Торы?». Каждый работающий человек должен выделить определенное постоянное время утром и вечером, полностью посвященное учебе. Так учили мудрецы (Авот 4:10): «Раби Меир говорит: меньше времени уделяй работе ради заработка и изучай Тору».

Еще сказано в Талмуде (трактат Кидушин 30б): «Так же, как обязан отец научить своего сына Торе, так же обязан научить его ремеслу!». Потому что если нет устойчивого заработка, не может быть и Торы, как сказано в трактате Авот (2:2): «Хорошо сочетать изучение Торы с ремеслом… а любое изучение Торы, не сочетаемое с трудом, сходит на нет и влечет за собой грех»[13].

Правильное намерение во время работы

В завершение приведем наставление мудрейшего из людей — царя Шломо (Притчи 3:6): «Во всех путях твоих познавай Его (Всевышнего)» — как объяснили наши мудрецы: «Пусть будут все деяния твои во имя Небес», т.е. не только заповеди, но и самые обыденные материальные действия должны сопровождаться соответствующим намерением. Так и в работе, если человек работает из-за жажды к деньгам, ради карьеры, почета и т.д., он очень далек от совершенства. То же самое можно сделать, преследуя и иные цели — как-то содержать себя и свою семью, чтобы была у них возможность соблюдать заповеди, чтобы заработанными деньгами поддержать неимущих. Зачастую сама работа приносит пользу потребителю, и в этом также есть благое намерение, и т.д.

Подобные мысли во время работы придают самым простым и обыденным действиям необыкновенную глубину, они возвышают человека и помогают ему достойно исполнять возложенные на него обязанности. А тот, кто честно и ответственно относится к своему труду, ежедневно освящает Имя Творца и накапливает колоссальные заслуги!

С уважением, Натан Агрес

Читайте также

Только учиться и не работать противоречит мишне?!


[1] Затраты на заповеди составляют отдельную бюджетную статью, не связанную с динамикой остальных доходов и расходов. Если человек затрачивает средства ради заповеди, это рано или поздно будет ему возмещено (по Раши там).

[2] Важно подчеркнуть, что даже тот, кто не грешил сам, все равно в той или иной мере подвержен влиянию проклятия, распространившегося на всех потомков Адама, и только особые личности удостаивались полностью избавиться от него.

[3]Первородный грех не только породил необходимость в труде, его основное последствие выражалось в отдалении человека от его Создателя, весь мир как бы погрузился в духовную тьму, в гуще которой не так-то легко обнаружить Творца и Его неустанное провидение. Сама форма мироуправления облачилась в естественные процессы, вызывающие ощущение независимости, когда у человека появляется возможность справиться со своими проблемами самому, если только ему удастся поработить силы природы. Это одно из тяжелейших испытаний, выпавших на долю человечества, и выдерживая его, этап за этапом мы исправляем последствия первородного греха.

[4] См. комментарий Раши там.

[5] Оомер — определённая мера объема. На каждого члена семьи выпадал один омер мана на день.

[6] Талмуд, трактат Йома 75а.

[7] См. книгу Шмот (16:32) с комментарием Раши.

[8] Этот отрывок приводится почти во всех сидурах (молитвенниках) после утренней молитвы, а после него там есть особая молитва о заработке, а также собрание соответствующих псуким — отрывков из ТаНаХа.

[9] Обычай читать эту главу как средство преуспеть в финансах приводится в порядке утренней молитвы рабби Амрама Гаона (более тысячи лет назад) и других самых ранних законодателей. Но, как отмечает «Мишна Брура» (1:3) и другие источники, для достижения цели недостаточно простого прочтения, а необходимо понять смысл и суть этой главы, а затем взять их на личное вооружение.

[10] Для этого необходимо произносить благословение сосредоточенно, продумывая сказанное и намереваясь отблагодарить Всевышнего за Его дар. Чтобы облегчить эту задачу, в «Мишне Бруре» приводятся несколько рекомендаций: читать глядя в сидур, а не по памяти, произносить «Биркат а-Мазон» вслух, а не шепотом, это способствует концентрации мысли. Хотя «Биркат а-Мазон» можно читать на любом языке, наилучшим вариантом является чтение на иврите — языке Торы.

[11] Кроме того, Суббота — это источник благословения, от которого зависит благо всей недели. Достойное соблюдение законов Субботы является залогом достойного заработка, а пренебрежение к ней ведёт к обратному результату.

[12] См. Элия Раба на Орах Хаим конец гл. 156.

[13] Тем не менее, эта рекомендация относится только к большинству людей. Но для меньшинства есть и другой путь — полностью посвятить себя изучению Торы, а в вопросе достатка положиться на Всевышнего, но это отдельная тема, выходящая за рамки данной статьи.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.