Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из величайших комментаторов Писания и исследователей языка Торы.

Раби Давид бар Йосеф Кимхи(Радак ок. 4920-4995 /ок. 1160-1235/ гг.) – один из величайших комментаторов Писания и исследователей языка Торы.

Родился в Нарбонне; поздний ребенок в семье знаменитого комментатора и грамматика р. Йосефа Кимхи (см.) – к моменту его рождения отцу исполнилось пятьдесят пять лет.

После смерти отца, последовавшей приблизительно в 4930 /1170/ году, Давида растил и обучал его старший брат р. Моше Кимхи (см.), который так же, как и отец, был выдающимся исследователем языка Торы, – разница в возрасте между братьями составляла без малого сорок лет. Позднее в своих прославленных книгах Радак, часто ссылаясь на мнения брата, называет его «Мой наставник, мой брат р. Моше».

В своих исследованиях Радак продолжил дело, начатое отцом и братом. В трактате Амахлоль он дал всесторонний обзор грамматики иврита. Книга, отличающаяся ясностью и стройностью изложения, завоевала широкую популярность и принесла Радаку почетный титул Рош амедакдеким (глава грамматиков), сохранившийся за ним на века. Однако сам Радак сознавал, что он лишь систематизировал и обобщил выдающиеся открытия своих предшественников – мудрецов из Андалузии р. Йеуды Ибн Хаюджа (см.) и р. Йоны Ибн Джанаха (см.). В предисловии к трактату Амахлоль Радак образно написал, что он лишь «собирал колоски за жнецом и упавшие ягоды за сборщиком винограда».

Этот трактат включал в себя также толковый словарь корней, встречающихся в Писании. В дальнейшем словарь Радака приобрел статус отдельной книги, названной Сефер Ашорашим (Книга корней). Такое же имя носил и знаменитый словарь р. Йоны Ибн Джанаха, послуживший для Радака первоосновой (словарь Ибн Джанаха был написан им по-арабски и поэтому недоступен знатокам Торы, живущим в христианской Европе).

В 5250 /1490/ году, с началом книгопечатания, трактат Амахлоль был издан двумя отдельными книгами: грамматический обзор был выпущен в свет в Венеции, а словарь Сефер Ашорашим – в Неаполе. С тех пор эти книги многократно переиздавались, оставаясь на протяжении веков основополагающими пособиями для изучения иврита.

Радак составил также сокращенный вариант трактата Амахлоль, предназначенный специально для подготовки соферов (писцов священных книг). Этот сокращенный вариант был назван им Эт софер (Перо писца).

В более поздний период своей деятельности Радак приступил к комментированию Писания. Он начал с исторической хроники Диврей аямим, затем прокомментировал книгу Псалмов и все книги Пророков, а в последние годы жизни, обратившись к самому Пятикнижию, создал комментарий на книгу Берешит.

Его объяснения отличаются особой обстоятельностью и полнотой – и вместе с тем, они достаточно лаконичны. Радак подвергает анализу и грамматические формы слов, и проблемы, связанные с хронологией событий, он приводит сведения по истории и географии.

В стиле комментирования Радака отразились три различных подхода его предшественников: метод драша (углубленного толкования скрытых пластов текста), выдающимся мастером которого был земляк Радака р. Моше Адаршан (см.), метод выяснения пшата – точного прямого смысла стихов Торы, восходящий к школе Раши (см.), и метод философского анализа текста, свойственный мудрецам Испании. Радак сумел синтезировать и органично объединить все эти подходы, добившись исключительно объемного и всестороннего восприятия.

В 5246 /1486/ году его комментарии вышли в свет в знаменитой типографии Сончино, – с тех пор в классических изданиях Танаха они печатаются рядом с текстом Писания, как и комментарии Раши. До сих пор они являются одним из основных пособий для изучения и понимания книг Танаха.

Радак умер в Нарбонне, городе, где прошла вся его жизнь.

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…