Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чему должен обучить нас пожар на горе Кармель?

Темы: Пожар, Наказание, Рав Реувен Куклин, Грех, Суббота

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав! Скажите, что делать нам, русским баалей тшува, в связи с пожаром на Кармеле? Ведь известно, что то, что происходит в мире, призвано научить чему-то еврейский народ. И, соответственно, должно привести к каким-то конкретным действиям. Рав Овадья Йосеф, шлита, выразил свою точку зрения о том, что такая катастрофа могла произойти из-за того, что в этих местах не соблюдают шаббат. Какова Ваша точка зрения? С уважением, Маргарита

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Маргарита,

 

Вы совершенно правы, различные беды, которые происходят в мире, призваны научить чему-то еврейский народ, как это подчёркивают мудрецы Талмуда (трактат Йевамот 63 а). Это высказывание мудрецов говорит относительно бед, которые происходят у других народов. Тем более, когда беды происходят у нас, мы должны серьёзно задуматься — за что постигло нас то или иное несчастье.

Рамбам пишет (Законы Постов 1, 2—3): «Когда настигнет (наш народ) беда… (необходимо), чтобы знали все, что из-за наших грехов нас настигла эта беда… А когда говорят, что стихийное бедствие это и (трагедия) случайно произошла, это жестокость, из-за которой они (евреи) продолжат грешить и (их) настигнет новое бедствие».

 

Для того чтобы понять, на какие проблемы нам стоит обратить особое внимание, следует задуматься, с какими грехами связаны огонь и пожар.

 

В словах мудрецов мы находим объяснение, за что сгорают люди и за что сгорают их дома. (Важно подчеркнуть: несомненно, существуют различные духовные причины, по которым случаются пожары. Мы рассмотрим только один «класс» этих причин — те, что, по моему мнению, больше всего связаны с поднятой Вами проблемой).

 

Сказали мудрецы (Санедрин 92а): «Дом, в котором не слышны слова Торы ночью, пламя пожирает». Причина этому — любая материя, по сути и природе своей, подлежит в конце концов разложению. Как мы видим, каждая материальная структура в этом мире, в конечном счете, разлагается. Единственный «способ» избежать разложения — связать материальное с духовным. (Именно по этой причине в некоторых случаях тела праведников не разлагаются после их смерти. Подробнее см. Есть ли свидетельства нетленности захороненных тел праведников?). Но, бесспорно, материя, которая создана для этой цели (связи с духовным), ещё более подвержена разложению, чем любая другая, если такая связь не осуществляется. Средство, созданное Творцом для быстрого разложения, — огонь. И именно поэтому еврейский дом, созданный, чтобы вмещать в себя духовность, сгорает, если не реализует своё предназначение.

 

Подобное сказано в Талмуде и о самом человеке. Сказали мудрецы в трактате Сота (17а): «Мужчина (иш) и женщина (иша) — если удостоились, то с ними Шхина (Б-жественное присутствие), не удостоились — пламя их пожирает». Т.е., когда муж и жена основывают свою жизнь на духовных ценностях, Шхина пребывает с ними. Но если основа их жизни — ценности материальные, «пламя пожирает их». Подробнее об этом см. Почему невесту водят вокруг жениха.

 

Несомненно, от нас не требуется всю жизнь заниматься только духовным. Но требуется, чтобы мы оставили в своей жизни место для духовного. (Именно поэтому мудрецы говорят о доме, в котором не слышны слова Торы ночью: днём человек работает, а ночью, когда у него есть свободное время, должен заниматься духовным. Тогда и его работа ради пропитания будет считаться духовной — ведь она даёт ему возможность изучать Тору в свободное время).

 

Теперь мы поймём слова рава Овадьи Йосефа, шлита, которые Вы упоминаете. Если хотя бы один день в неделю человек оставлял для духовности и помнил этот день всю неделю (как сказано в Торе, Шмот 20, 7: «Помни субботний день, освящая его»), то все дни недели служили бы духовному, «засчитывались» бы как посвящённые духовной работе. И соблюдение субботы, возможно, стало бы той заслугой, в силу которой защитить от пожара.

 

Поэтому, конечно, пожар на горе Кармель должен побудить всех нас, как русских баалей тшува, так и всех остальных евреев, отвести более важное место в жизни духовному.

 

С уважением, Реувен Куклин

 

Смотрите: Огонь внутри

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.