Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тот, кто не помогает ближнему, считается идолопоклонником?

Темы: Рав Реувен Куклин, Цдака, Идолопоклонство, Богобоязненность

Отложить Отложено

«Если человек закрывает глаза, как будто не видит просящего, — становится идолопоклонником». ПОЧЕМУ? М., Украина

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая М.!

В Талмуде (Бава Батра 10а) приводится несколько иной вариант. Там сказано: «Рабби Йеошуа бен-Карха говорит: “Тот, кто игнорирует [обязанность] цдаки, — как будто поклоняется звёздам”. Рабби Йеошуа бен-Карха говорит о том, что существует определённое сходство между тем, кто “не замечает” просящего, и тем, кто поклоняется звёздам (обратите внимание, тут не сказано, что он “становится идолопоклонником”, а только в чём-то уподобляется ему).

Рабби Йеошуа бен-Карха делает этот вывод из того, что Тора называет человека, который отказывается дать цдаку, “негодяем” — блийааль (Дварим 15, 9). Этим же словом назван и тот, кто поклоняется звёздам (Дварим 13, 14): “Выступили люди-негодяи из среды твоей и соблазнили жителей города своего, говоря: “Пойдём и будем служить божествам иным, которых вы не знали”…”. Поскольку и тот, кто игнорирует просящего, и идолопоклонник названы словом блийааль, рабби Йеошуа бен-Карха предполагает, что между ними существует определённое сходство.

Чтобы понять, в чём заключается это сходство, задумаемся над словом блийааль. Раши в своём комментарии (к Дварим 13, 14) говорит, что оно составлено из двух слов — бли (“без”) и оль (“ярмо”, “бремя”). Т.е. речь идёт о человеке, который сбрасывает бремя, наложенное на него Всевышним. Поэтому тот, кто поклоняется светилам, также назван блийааль: служа посторонним силам, он показывает, что не принимает “ярма” Всевышнего.

Рабби Авраам Хаим Шор (жил около 400 лет назад, был одним из величавших раввинов своего поколения) в своей знаменитой книге Торат Хаим объясняет: тот, кто игнорирует просящего, показывает тем самым, что не принимает власти Всевышнего над собой. И этим он похож на идолопоклонника. “Поскольку цдака, — продолжает Торат Хаим, — это принятие на себя бремя Царства Небес. И так же — всё, что человек обязан отделять от своего имущества, как, например, опавшее при жатве, забытый сноп, несжатый край поля, первые плоды, приносимые в Храм, возношения (трумот) и десятины, и всё, от чего человек отказывается в седьмой и пятидесятый год. Всё это было установлено, чтобы человек знал и воспринимал сердцем, что “Господу [принадлежит] земля и (всё) наполняющее её” (Тэилим 24, 1), и всё, что есть у человека, ему не принадлежит, и чтобы принял человек на себя бремя Царства Небес. А каждый, кто этого не делает и говорит в сердце своём: “Сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это” (Дварим 7, 17), — сбрасывает с себя ярмо”..

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Деньги под диваном — это забытый сноп?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.