Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кого можно называть Равом?

Темы: Раввин, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой… Кого можно называть Равом?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, попробуем вначале понять, что включает в себя понятие Рав.

Во всех еврейских источниках Раввина называют Талмид-Хахам, в переводе — «Мудрый Ученик». Уже из самого названия следует несколько требований.

Первое — мудрость. Рав должен обладать колоссальными знаниями, включающими все составные части Письменной и Устной Торы. Показатель этого — если он способен сразу же ясно ответить на любой вопрос по Галахе (еврейскому закону), даже редко спрашиваемый. И не только сами знания — показатель, но и насколько он эту мудрость любит, ищет и возжелает.

Второе — речь идёт о мудрости, которая обязывает всегда находиться в статусе ученика. Проверка «Мудрого Ученика» — если он постоянно хочет расширить и углубить свои знания, то есть желает всегда оставаться учеником.

Но насколько высоки требования к мудрости Раввина, в ещё большей степени высоки требования к его нравственной чистоте.

Сказано в Талмуде, что мудрец, у которого есть пятно на одежде, достоин «смерти». Пятно как в прямом смысле, если ходит в грязном одеянии, то тем самым принижает ценность Торы в глазах людей, так и в переносном — Рав должен быть не запятнанным ни в деяниях, ни в словах, ни в духовных помыслах.

Сказано ещё, что Рав, у которого внутреннее духовное содержание не соответствует его внешнему поведению — не называется «Мудрый Ученик». Профессора по этике, знания не обязывают вести себя этично, у Рава это первое требование.

Чем Рав побольше, тем он скромнее и проще, тем более слова не расходятся с делом, а то, что в сердце, с тем, что есть на устах. Когда рассказывают о раввинах, то упоминают не их гениальность, это и так явно открыто в их книгах, а их праведность в самых мелких поступках.

Кроме этого, есть ещё длинный перечень строгих требований к «Мудрым Ученикам», который никак не предъявляется к любому другому еврею. Всё вместе составляет понятие Рав.

Теперь по сути Вашего вопроса.

Когда-то Раввином называли того, кто обладал в той или иной степени вышеупомянутыми качествами. Это были главы ешив и общин, Раввины городов и т. д. Со временем многое изменилось. Поколения мельчают, представления эволюционируют. Сейчас Равом называют любого религиозного мужчину в костюме, со шляпой и бородой. В принципе, это стало уважительной формой обращения, вместо «адон» — господин.

Настоящих Раввинов — мало, среди русскоязычных — единицы. Получается, что большинство русскоязычных евреев никогда не видели и не встречались с Раввинами. Поэтому вполне возможно, что Вы просто оказались жертвой семантического недопонимания…

Ну, а всё-таки, кого, кроме настоящих Раввинов, сейчас правомерно называть Рав? Например, как долг уважения, тех, которые обучили Вас азам еврейской жизни, обучали Торе и первым шагам в соблюдении заповедей.

Поэтому, вполне возможно, что тех, кто принёс в Ваш город первоначальные знания о Торе, действительно надо называть Равом, даже если…

Читайте: Как выбрать раввина?, Задать вопрос раввину, Посмотреть все ответы

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.