Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Б-г велел евреям забрать золото Египта?

Темы: Богатство, Моше, Деньги, Фараон, Обман, Суд, Исход из Египта, Воровство

Отложить Отложено

Добрый день, уважаемый раввин! Интересует вопрос, почему Всевышний сказал вынести золота Египта, когда евреи выходили из рабства, и что это золото символизирует? Спасибо. Ольга

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Ольга!

Спасибо за Ваш вопрос.

Заметим, что вопрос совсем не новый. Эта тема обсуждается в Талмуде (Санхедрин 91а): как-то раз египтяне призвали евреев на суд к Александру Македонскому. Их требования звучали так:

— Сказано в Торе: «И сыны Исраэля сделали по слову Моше и выпросили (одолжили — וישאלו) у египтян вещей серебряных и вещей золотых, и одежд. А Господь дал милость народу в глазах египтян; и те давали им, и обобрали они египтян» (Шмот 12:35, 36). Вы одолжили и не вернули! Верните нам наше золото!

Талмуд рассказывает, что защищать еврейский народ на суде вызвался мудрец по имени Гвиа бен-Пасиса. Он спросил истцов:

— Откуда вы приводите доводы?

— Из Торы, — ответили египтяне.

— Мои доводы тоже будут только из Торы. Сказано (Шмот 12:40): «(Времени) же пребывания сынов Исраэля… в Египте — четыреста тридцать лет». Заплатите нам за работу шестисот тысяч рабов, которых вы порабощали четыреста тридцать лет!

Александр Македонский велел египтянам дать ответ. Те попросили три дня на размышление. Время было предоставлено. Истцы подсчитали, что при таком раскладе они еще останутся должны евреям. Не найдя, что ответить, они сбежали, оставив евреям свои поля и виноградники.

Эта агада (история) проливает свет на «несправедливое ограбление египтян». Оказывается, большая часть богатства Египта принадлежала евреям. Никто не взял ничего лишнего.

Но всё же непонятно: почему золото и серебро было именно одолжено? То есть евреи обещали поработителям его возвратить. Если евреям это золото полагалось по праву, надо было так и сказать: «Заплатите, пожалуйста, по контракту» — и забрать честно заработанное. Очевидно же, египтяне после девяти, на тот момент, Казней, были не особо опасны. Зачем нужен этот некрасивый обман?

И ладно, если бы это была инициатива народа. Тогда еще можно было бы понять: побаиваются бывшие рабы вот так прямо заявлять своим господам. Но ведь таково было предписание самого Всевышнего (Шемот 11:2): «Внуши же народу, чтобы выпросили (одолжили) каждый у ближнего своего и каждый у ближней своей вещей серебряных и вещей золотых». Евреи сделали так, как Б-г велел. Непонятно.

Интересное объяснение дает Рабейну Нисим (а-Ран)[i] в книге «Драшот а-Ран» (друш 11). В качестве необходимого предисловия Рабейну Нисим пишет, что воля Всевышнего была — отплатить египтянам «мера за меру» — за то, что они уничтожали евреев. А это значит — утопить их, как они топили в Ниле еврейских младенцев.

Об этом сказано в Талмуде (Сота 11а): Фараон долго не мог решить, как лучше расправиться с евреями. Он был хорошо знаком с принципом «мера за меру» и понимал, что Всевышний расплатится с ним той же монетой.

В конце концов, его выбор пал на воду как на средство уничтожения. «Всевышний не нарушит Свое обещание о том, что потопа больше не будет[ii], — рассуждал Паро. — Следовательно, есть шанс остаться безнаказанным». И приказал топить младенцев.

Рабейну Нисим обращает внимание на еще одну попытку евреев «обмануть» египтян. С самого начала и на протяжении всех Казней Моше говорит с Фараоном только о выходе в пустыню ради принесения жертв Всевышнему (начало — Шмот 5:1). Евреи уйдут на три дня пути в пустыню и вернутся назад (8:23). Так Моше говорит Фараону по предписанию Всевышнего.

Конечно, Фараон подозревает, что евреи собирается уйти, и не хочет их отпускать. Ясно, что правитель великого Египта не поддастся на такую детскую уловку. Так зачем это надо? Почему не сказать всё как есть?

А-Ран объясняет, что попытки обмана воспринимались Фараоном как слабость Моше. Фараон видел, что Моше хитрит, и рассуждал так: «Если Всесильный Б-г выводит Свой народ из Египта, почему Моше боится?» У Фараона закрадывалось сомнение в том, что Б-г действительно руководит происходящим. «Может быть, это всё проделки Моше. А если так, я, Фараон, покажу ему, кто сильнее».

Если бы Моше открыто заявил: «Б-г сказал нам уходить насовсем. Забираем ваши деньги и уходим. Всех благ!», никому и в голову не пришло бы гнаться за евреями. То, что Б-г — это серьезно, египтяне уже хорошо поняли. Но байки о жертвоприношении в пустыне плюс наивная просьба «одолжите, пожалуйста, ваши украшения», ставят перед Фараоном дилемму: «Кто, в конце концов, стоит за идеей исхода, Б-г или Моше?»

И Фараон бросается в погоню за евреями — отстаивать посрамленную честь своей державы. Так Всевышний выманил его к морю, где Фараону и его войску пришел конец. Они утонули — т.е. Всевышний утопил их. Справедливость была восстановлена «мера за меру».

С уважением, Нохум Желязник


[i] Рабейну Нисим бар-Реувен Геронди (Ран; годы жизни приблизительно 5070-5135 / 1310-1375) — глава своего поколения мудрецов Испании, выдающийся законовед и комментатор Талмуда.

[ii] См. Берешит 9:14-16.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.