Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему коэны складывают пальцы при благословении?

Темы: Благословение коэнов, Коэн, Храм, Мидраш, Заповеди, Талит, Шхина, Ангел, Имя Творца, Комментарии

Отложить Отложено

Шалом! Какие есть комментарии и объяснения того, как коhены складывают пальцы при благословении?

Это галаха (закон) или обычай? В чем смысл? Владимир

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Владимир!

Спасибо за Ваш вопрос.

Действительно любопытно: а что скрывается там, за талитом коэна? В чем тайна этих рук, которые мы никогда не видим, разве что на старых могильных камнях еврейского кладбища?

Отправляемся в путь. Наша цель — проникнуть в сокровищницу Торы и прикоснуться, хотя бы совсем чуть-чуть, к загадке потомков Аарона.

В чем предназначение коэнов?

Откроем Хумаш. В разделе Насо читаем, как Всевышний обращается к Моше: «Говори Аарону и сынам его следующее: так благословляйте сынов Исраэля, говоря им: Да благословит тебя Господь и охранит тебя! Да озарит Господь тебя лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и доставит тебе мир!» (Бемидбар 6:23-26).

Мидраш (Бемидбар Рабба 11:2) рассказывает, что народу эта идея не понравилась: «Властелин мира, коэнам Ты говоришь благословлять нас? Не нужно нам их благословение, а только Твое!». Ответил Всевышний: «Хоть и сказал Я коэнам благословлять вас, вместе с ними стою Я, и Я благословляю вас».

Поэтому, продолжает мидраш, протягивают коэны руки, как бы говоря: «Святой, Благословен Он, стоит за нами». И об этом сказано в Шир а-Ширим («Песни песней») царя Шломо (2:9): «Подобен возлюбленный мой газели или оленю молодому; вот стоит он за стеной, заглядывает в окна, засматривает сквозь решетки». Что значит «заглядывает в окна»? — Между плечами коэнов. Что значит «засматривает сквозь решетки»? — Между пальцами коэнов.

Этот мидраш сообщает нечто очень важное: благословение — от Б-га, коэн — только посредник. Теперь можно понять, что «делают» руки коэна: они «проводят» Б-жественное благо в этот мир, как сказано (Бемидбар 6:27): «Да произнесут (буквально: “возложат”) имя Мое над сынами Исраэля, и Я благословлю их».

С чем связано особое расположение пальцев коэна в момент благословения?

Тур (Орах Хаим 128:12) приводит слова своего отца, Рабейну Ашера (Рош): «Раздвигают (коэны) пальцы… так, чтобы образовалось пять отверстий: между двумя пальцами (мизинец и безымянный) и двумя пальцами (средний и указательный), между (вторыми) двумя и большим пальцем, между большим и большим (второй руки) пальцами, между большим и двумя, между двумя и двумя; чтобы исполнить сказанное: “засматривает сквозь hа-хараким (решетки)”».

Букву «hэй» — определенный артикль при слове «hа-хараким» — Рош толкует в ее цифровом значении — 5. Это пять отверстий между пальцами коэна. На них намекает стих из Песни Песней (см. выше).

Есть и другие объяснения

Бейт Йосеф приводит от имени Шиболей а-Лэкет (раби Цидкия бен-Авраам, Италия, 13 в.): раскрытые пальцы — знак того, что страх перед Шхиной (Б-жественным присутствием) охватывает коэнов. Их руки подобны рукам человека, замершего от страха.

А Рабейну Йона в «Шаарэй а-Авода» сравнивает коэнов, удел которых — служить в Храме, с ангелами-служителями. Там сказано, что коэны раскрывают пальцы так, чтобы на каждой руке получилось по три «крыла». Подобных крыльям шестикрылых ангелов у пророка Йешаяу (6:2): «шесть крыльев у каждого».

Различные обычаи расположения пальцев при благословении

Описанный у Тура и в Шулхан Арухе обычай расположения пальцев (см. выше) — наверное, наиболее распространенный сегодня, но не единственный.

Некоторые комментаторы полагают, что коэны «писали» пальцами одно из Имен Всевышнего. Так, Маари Абуав (приводится в Бейт Йосеф 128:12) свидетельствует об общинах, в которых изображали Имя Шин-Далет-Йуд, а Рабейну Бахье (комментарий к главе Беаалотха) пишет о четырехбуквенном Имени. Как именно коэны «писали» святые Имена — традиции не сохранились.

А что сказано об этом в Книге Зоар? В соответствии с сокровенной частью Торы, пальцы, а также руки коэна не должны соприкасаться друг с другом. И, действительно, обычай каббалистов (приводится в книги Каф а-Хаим) — разводить пальцы.

Каф а-Хаим полагает, что этот обычай не противоречит тому, что сказано в мидраше (см. выше): ведь на каждой руке образуются пять «отверстий»: четыре между пятью пальцами и пятое — между двумя руками, это последнее «отверстие» принадлежит обеим рукам.

Различные мнения существуют и о расположении ладоней. По Шулхан Аруху ладони должны быть вытянуты горизонтально, и смотреть вниз. А Каф а-Хаим, опираясь на Книгу Зоар, постановил размещать ладони параллельно вискам коэна: внутренняя сторона ладони повернута к голове, а пальцы направлены вертикально вверх.

Почему коэны накрываются талитом?

Раньше, во времена Храма, благословение коэнов отличалось от нынешнего. Одно из отличий было в том, что коэны произносили по буквам «Шем а-Мефораш» (четырехбуквенное Имя Всевышнего). Согласно Талмуду (Хагига 16а), смотреть на потомков Аарона во время благословения было запрещено — из-за Шхины. К тому же это было опасно: портилось зрение. Настолько ощутимо было Б-жественное присутствие в Храме.

И сегодня принято: коэны накрываются талитом, чтобы народ не видел их рук (а в некоторых общинах принято, чтобы не только коэны, но и все присутствующие закрывали лицо). В трудах мудрецов находим несколько объяснений.

Маген Авраам (128:35) полагает, что так правильно поступать в память о благословении в Храме.

Бейт Йосеф указывает на другую причину (она впервые упоминается в Иерусалимском Талмуде): важно слушать благословение внимательно, не отвлекаясь. Сосредоточиться на нем.

Мудрецы знали, что наблюдение за руками коэна может отвлечь человека от главного — того, что «за ними». (Исходя из сказанного, не только на руки нельзя смотреть, но и на всё, что может отвлечь, см. Маген Авраам, там же).

А согласно Книге Зоар, Шхина и сегодня пребывает на руках коэнов, и по-прежнему, как в Храме, актуален запрет ее созерцания.

Только подумать: вопреки всем завесам, отделяющим нас от святости, несмотря на преграды изгнания и засовы материальности, у нас есть возможность получить благословение непосредственно от Творца Мира. Осталось только подготовить себя — создать «сосуд», способный удержать благословение.

С уважением, Нохум Желязник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.