Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ложь лжи рознь

Темы: Рав Реувен Куклин, Ложь, Отношения между людьми, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые Рабаним!

Всякий раз, читая ваши ответы, восторгаюсь их полнотой и ясностью, поэтому, с вашего разрешения, задам один вопрос…

В последнее время меня очень волнует тема лжи. В чем проблема? Да в том, что ложь лжи, как говорится, рознь, и меня интересует, что говорит наша традиция обо всех разнообразных вариантах лжи…

1. Ложь с дурными целями… К примеру, мошенничество, или желание сформировать у людей негативное мнение о каком-либо человеке…

2. Ложь из желания возвеличить себя, ЕСЛИ ЭТО НЕ ПРИНОСИТ ПРЯМОГО УЩЕРБА другим людям…

3. Ложь, называемая христианами «ложь во спасение», когда, к примеру, мы лжём смертельно больному, убеждая его, что он выздоровеет. (Тут я не имею в виду СОКРЫТИЕ ПРАВДЫ, или ПРИЗЫВЫ К ВЕРЕ, а именно ЛОЖЬ).

4. Ложь, носящая юридический термин «добросовестное заблуждение», когда тот, кто лжёт, сам абсолютно уверен в истинности своих утверждений, если это а) не причиняет прямого ущерба другим лицам и б) причиняет такой ущерб.

Можно назвать гораздо больше «оттенков» лжи, но для меня пока достаточно прояснения описанных выше случаев.

Заранее благодарен за ответ, с искренним уважением, Мойше Шоуль.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Мойше Шоуль,

Прежде всего, важно подчеркнуть неприятие лжи мудрецами. Сказано в Талмуде (трактат Санедрин 92 а): «Кривящий душой подобен поклоняющемуся идолам». И ещё сказали мудрецы (трактат Сота 42 а), что лгун никогда не удостаивается близости к Творцу. А царь Давид сказал (Теилим 15): «Г-споди, кто жить будет в шатре Твоем? Кто обитать будет на горе святой Твоей? Идущий честными (путями), поступающий справедливо, и говорящий правду в сердце своём».

Из слов царя Давида, приведённых выше, мы видим, что для человека, находящего на высокой духовной ступеньке, недостаточно говорить истину, но требуется также быть истинным даже в сердце. И так утверждает Талмуд (Бава Батра 88а) на основе этого стиха. Что включается в это требование? Если праведник решил, к примеру, продать определённый товар за ту или иную цену, он должен выполнить своё решение, даже если покупатель предлагает ему более высокую цену. В статье Получается, вся жизнь — это ложь во благо? приводится эпизод из жизни рава Сафры, явно демонстрирующий этот принцип.

Перейду к ответу на Ваши специфические вопросы:

1. 2. Ложь запрещена в любых случаях — и в том случае, когда человек намеривается обмануть кого-либо, руководясь дурными намерениями, и в том случае, когда ближнему не будет причинён какой-либо убыток обманом. Даже рассказать что-либо, добавляя ложные детали или преувеличивая, запрещено. Несмотря на то, что все вышеупомянутые виды лжи запрещены, ложь, которая призвана причинить другому какой-либо убыток, наиболее тяжёлая, как пишет Рабейну Йона в книге Шаарей Тшува (часть 3).

С другой стороны, пишет Рабейну Йона, наказание того, кто лжёт без причины, в каком-то аспекте более серьёзное, ведь он показывает тем самым, что ложь в его глазах является чем-то разрешённым, и в ней нет никакой проблемы.

3. Можно сказать неправду, чтобы помочь кому-либо или т.п. Подробней об этом читайте Получается, вся жизнь — это ложь во благо?.

4. Если человек утверждает что-либо, ошибочно считая, что это истина, то его утверждение не считается «чистой» ложью даже в случае, если это утверждение причиняет другому убыток. Однако несомненно, что человек, стремящийся к истине, слыша о каком-либо событии или, будучи очевидцем его, должен уделить большое внимание всем деталям, чтобы не упомянуть во время пересказа ошибочные детали. И так сказал Шломо (Мишлей 21, 28): «Человек, слушающий, вечно будет говорить». Объясняет рабейну Йона: тот человек, который прислушивается к рассказу, чтобы не ошибиться в нём, будет говорить вечно — его рассказы будут желанными, поскольку люди любят слушать человека, который уточняет в своём рассказе.

С уважением, Реувен Куклин.

Читайте: тема Истина и Ложь

Материалы по теме

Истина и ложь. Месилат йешарим 63

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»

Ложь — это грех. А ложь во спасение?

Рав Яков Шуб

Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Эффективное еврейское воспитание 42. Ложь в детском возрасте

Мирьям Леви,
из цикла «Эффективное еврейское воспитание»

Фантазировать — не значит лгать. Не следует сразу же бросаться с обвинениями по адресу малыша-выдумщика. Если ребенок поступил нехорошо, но отрицает вину, не угрожайте ему.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.