Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как отделять десятину от разных бизнес-проектов?

Темы: Богатство, Деньги, Хафец Хаим, Десятина, Маасер

Отложить Отложено

Вопрос об отделении маасера (десятины). Я одновременно веду несколько отдельных проектов, которые не связаны друг с другом. Иногда бывает, что один проект приносит прибыль, а другой убыток. Как правильно подсчитывать маасер — от общей прибыли или от каждого проекта отдельно? Бени

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Бени,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Очень важно, что Вы стараетесь правильно отделять маасер, ведь, как известно, в конечном итоге это благоприятно сказывается на доходах.

Существуют разные мнения о том, как отделять маасер, когда человек ведет несколько проектов или развивает несколько бизнесов.

— Доход от каждого проекта или бизнеса подсчитывается отдельно. Поэтому если один проект принес доход, то от него необходимо отделить маасер вне зависимости от того, что другой проект, например, принес убыток (Швут Яаков[i] 2:86).

В данном случае маасер уподобляется десятине от урожая. Маасер от урожая отделяется от каждого вида отдельно. И если, например, у одного хозяина виноградник принес хороший доход, а пшеничное поле было затоплено и вместо урожая принесло убытки, необходимо всё же отделить маасер от дохода со всего винограда.

— Человек обязан отделять маасер ежегодно. Поэтому в конце года он подсчитывает все доходы и расходы за этот год и отделяет маасер от конечной суммы (респонс Нода би-Йеуда[ii] 2:198). Однако доходы и убытки разных лет не подсчитываются вместе. Поэтому если первый год был убыточный, а второй принес доход, то маасер отделяется от всего дохода второго года, а убыток первого года не учитывается.

Например. Если один проект принес доход 5000$, а другой проект принес убыток 1000$, то, согласно первому мнению, маасер нужно будет отделить от 5000$ долларов и он составит 500$ долларов. А согласно второму мнению, маасер нужно будет отделить от общего дохода от обоих проектов. В данном случае общий доход:5000$-1000$=4000$. Соответственно, маасер составит 400$ долларов.

Современные галахические авторитеты разрешают полагаться на второе — «облегчающее» — мнение и вести общий подсчет доходов со всех проектов.

Но даже по этому «облегчающему» мнению, если человек уже отделил маасер от какой-то прибыли, то теперь он не сможет учитывать эту прибыль в общем подсчете прибылей и убытков, поскольку с того момента, как он отделил маасер, его невозможно «вернуть обратно». Общий подсчет дохода с нескольких проектов разрешено делать только до того, как от него отделили маасер.

Обратимся снова к нашему примеру с двумя проектами. Если первый проект принес 5000$ прибыли и от нее сразу отделили маасер 500$, то мы не говорим, что от следующей прибыли нужно будет отделить на 100$ меньше, поскольку второй проект принес 1000$ убытка. Не говорим, что общая сумма маасера должна быть 400$, а не 500$.

Обычно мы ежемесячно отделяем определенную сумму в качестве маасера и поэтому в конце года не можем сделать общий подсчет всех доходов и расходов — ведь часть маасера уже была отделена в течение года.

Чтобы решить эту проблему, Хофец Хаим[iii] (Ахават Хесед 2, 18:2[5]) предлагает следующий путь. Прежде, чем принять на себя обязанность отделять маасер, человек должен сказать, что он будет отделять маасер с условием, что позже, в конце года, он сможет сделать окончательный подсчет всех доходов и расходов. Это условие помогает также переносить остаток на следующий год.

И вновь обратимся к нашему примеру с двумя проектами. Человек принял решение отделять маасер с условием, которое предлагает Хофец Хаим, и от прибыли, которую принес первый проект (5000$), сразу отделил 500$. А в конце года при общем подсчете прибыли увидел, что второй проект принес 1000$ убытка, а значит, общая сумма маасера должна быть 400$, а не 500$. Благодаря «условию Хофец Хаима» в следующем году этому человеку разрешено будет отделить на 100$ меньше, поскольку эти деньги уже были отданы на маасер.

В любом случае Хофец Хаим советует: когда человек принимает решение отделять маасер, ему следует сказать, что он делает это бли недер (без обязательств), чтобы, если он в какой-то момент не сможет отделять маасер или допустит какие-то ошибки при подсчёте, это не явилось нарушением обязательства.

С уважением, Яков Шуб


[i] Раби Яаков бен-Йосеф Райшер-Бакофен (5421-5493 / 1661-1733, Австрия) — судья, законоучитель, автор комментариев, среди которых «Июн Яаков», «Швут Яаков», «Хок Яаков».

[ii] Раби Йехезкель Ландо (Нода би-Йеуда; 5473-5553 /1713-1793, Польша — Богемия) — выдающийся законоучитель, один из духовных вождей евреев Европы.

[iii] Раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зеев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Украина, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.