Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

С чем связан обычай окунаться в микву перед праздниками?

Темы: Раскаяние, Тшува, Праздники, Миква, Заповеди, Молитва, Святость, Тума, Жертвоприношения, Обычаи

Отложить Отложено

Слышал, что принято окунаться в микву перед праздниками. Расскажите, с чем связан этот обычай. Заранее благодарю за ответ, Гершон

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Гершон,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Действительно, есть такой обычай — погружаться в микву перед праздниками. Это принято делать как перед Песахом, Шавуотом и Суккотом, так и перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром. Попробуем вкратце рассмотреть различные основания для этого обычая и практические различия между ними.

Необходимость очиститься перед праздником

Талмуд (Рош а-Шана 16 б) говорит, что существует обязанность очиститься перед праздником и делают это с помощью погружения в микву. Рамбам (Мишнэ Тора, Ильхот Тумат Охлин 16:10) приводит эти слова Талмуда и объясняет: это делается для того, чтобы человек мог войти на праздник в Храм и есть жертвенное мясо.

Получается, что, согласно Рамбаму, перед Рош а-Шана и Йом-Кипуром нет обязанности очищаться, поскольку в эти праздники не приносили жертвы, мясо которых надо было есть. Более того, в настоящее время у нас, к сожалению, нет Храма и мы не приносим жертвы, соответственно, и обязанность очиститься перед праздником неактуальна.

Рош (Йома 8:24) в свою очередь объясняет, что в наше время не существует обязанности очищаться перед праздником, поскольку сегодня мы все ритуально нечисты вследствие прикосновения к умершему. Чтобы очиститься от такого вида ритуальной нечистоты, недостаточно просто окунуться в микву; необходим также пепел красной коровы, которого у нас сегодня нет. А раз мы не можем очиститься полностью, то нет обязанности просто окунаться в микву.

Тем не менее, другие ришоним (ранние комментаторы) и галахические авторитеты более позднего периода отмечают, что эта обязанность не связана с возможностью очиститься или возможностью есть мясо жертв. Это отдельное требование — очиститься перед праздником, чтобы праздник и его молитвы проходили в особой святости (Маарам из Ротенбурга, Раавья 529, Цлах к Бейца 18а, рав Арье-Лейб Гинзбург — Шаагат Арье 67).

В любом случае, даже если эта практика не предписана в наше время законом, мы продолжаем окунаться, выполняя обычай (рав Авраам Данциг, Хаей Адам 79:1; Шулхан Арух 606:4, см. также Мишна Брура 606:19, 128:165).

Рав Йосеф Натанзон в своих респонсах «Шоэль у-Мэшив» (3, 1:123) объясняет: мы делаем это в качестве напоминания себе о тех практиках, которые существовали во время Храма.

Очищение после выделения семени

Человек, у которого была поллюция или который был близок с женой, приобретает «ритуальную нечистоту». Талмуд (Брахот 22 б) говорит: в свое время пророк Эзра постановил, что такой человек не может изучать Тору или произносить благословения, пока не очиститься в микве. Однако в более позднее время это постановление было отменено, сегодня оно неактуально (Шулхан Арух, Орах Хаим 88:1).

Один из ранних комментаторов, Коль Бо (Германия. 13 в.; гл. 64). пишет: отмена первоначального постановления была связана со сложностью его соблюдения. Поэтому перед Рош а-Шана, Йом-Кипуром и другими праздниками, когда для молитвы требуется более высокий уровень святости, следует поступать в соответствии с первоначальным постановлением — окунуться в микву.

Рамо (Орах Хаим 606:4) постановляет: обычай окунаться в микву перед Йом-Кипуром связан именно с обязанностью очиститься после выделения семени. Поэтому для данного вида очищения подходит не только миква, но и обливание водой, см. ниже.

Погружение как акт раскаяния

Маариль (Законы кануна Йом-Кипура) говорит о третьей причине, по которой мы окунаемся в микву перед Рош а-Шана и Йом Кипуром. Он говорит, что это является частью процесса покаяния. Он сравнивает это с погружением в микву гера: погружаясь в воду, он показывает, что в его жизни произошли изменения, он «заново родился».

Поэтому окунаться должны не только те, у кого было выделение семени. Кроме того, когда речь идет о раскаянии, необходимо окунуться три раза и прочитать видуй — признание грехов с просьбой о прощении.

Практическое исполнение обычая

На практике по обычаю принято окунаться перед праздниками Песах, Суккот. Шавуот, Рош а-шана и Йом-Кипур в кошерную микву. Если есть возможность, лучше погрузиться полностью три раза, но строго по букве закона достаточно и одного.

Окунаться принято в день перед праздником, начиная уже с полудня (по временным часам[i]). Если нет такой возможности, то можно окунуться за час до полудня. Если и это невозможно, можно окунуться с самого утра.

Как было сказано выше, окунание необходимо, прежде всего, чтобы очиститься после выделения семени. Поэтому изначально нужно окунуться в кошерную микву. Но, в крайнем случае, если такой возможности нет, подходит и обливание водой. Некоторые галахические авторитеты считают, что подойдет и современный душ.

Для этого человеку нужно постоять под душем столько, чтобы на него вылилось приблизительно 12,5 литров воды (по мнению Хазон Иша, приблизительно 22 литра). Вода должна попадать на голову и тело. Поскольку души бывают разные, сложно точно сказать, сколько времени это занимает. Так что, чтобы очиститься под душем, следует заранее провести замер (например, с помощью ведра): за сколько времени из этого душа выливается необходимое количество воды.

(Важно отметить: такой способ ни в коем случае не подходит для женщины, которой надо очиститься после состояния нида. Это можно сделать только в кошерной микве!)

Кроме того, некоторые галахические авторитеты считают, что перед Йом-Кипуром правила окунания для мужчины более строгие и нужно позаботиться, чтобы не было хацица («препятствия», отделяющей воду от тела). Поэтому необходимо перед миквой почистить зубы и уши, принять душ, расчесать волосы и подстричь ногти.

А пока нам остается молиться, чтобы Всевышний вернул нам Храм и мы смогли бы полностью очиститься и приносить в нем праздничные жертвы.

Ктива ве-хатима това (хорошей записи и печати в Книге Жизни).

С уважением, Яков Шуб


[i] Время от восхода до заката солнца делится на 12 равных частей, эти части и есть временные часы.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.