Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Б-г создал мужчину полигамным, но брак с одной женщиной предпочтителен?

Темы: Ашкеназы, Запреты, Многоженство, Брак, Еврейская семья, Заповеди, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

Здравствуйте! Почему Всевышний создал мужчину полигамным, но при этом наиболее предпочтительным союзом является брак мужчины с одной женщиной?

С уважением и благодарностью, Сергей А.

Отвечает рав Элияу Левин

Здравствуйте, Сергей!

Позволю себе не согласиться с Вашим первым заключением. Изначально и мужчина, и женщина созданы таким образом, что могут иметь несколько партнеров, и в истории человечества в разных культурах имели место как многоженство (полигиния), так и многомужество (полиандрия).

Может быть, Вас интересует, почему Тора допускает многоженство, но не допускает многомужества? Тогда стоит спросить: если Тора допускает многоженство, почему мы это не практикуем? Да и вообще — откуда мы знаем, что брак одного мужчины с одной женщиной предпочтителен?

С точки зрения здравого смысла многоженство намного более приемлемо, чем многомужество. Когда мужчина женат на нескольких женщинах, сколько бы детей у него ни было, хорошо известно, кто папа этих детей и кто их мама. А женщина, имеющая детей от разных мужей, не всегда может с точностью определить, кто чьим отцом является. Это порождает массу проблем. Кого в таких случаях можно обязать взять на себя ответственность за ребенка? Кто чей наследник? Кто кого должен воспитывать?

Ну, а в целом — в самом многоженстве нет ничего аморального. В наше время в западном обществе это не принято, однако в древние времена подобное устройство семьи было нормальным и ничьих прав не «ущемляло». Тора сообщает, что Агарь становится второй женой Авраама именно по инициативе Сары.

Тем не менее, есть масса доказательств тому, что идеальным является именно брак одного мужчины с одной женщиной. Есть интересное исследование раби Реувена Маргалиота (1889-1971, Лемберг/Львов — Израиль), где он показывает: на всех этапах еврейской истории в подавляющем большинстве случаев браки были моногамными, а для того, чтобы взять вторую жену, должны были быть веские причины.

Так, Авраам берет в жены Агарь только потому, что Сара была бездетна. Элькана, отец пророка Шмуэля, женится на Пнине потому, что у Ханы не было детей. Яаков вообще не планировал жениться на Лее, если бы не обман его тестя… Да и в более поздние эпохи многоженство не практиковалось. А многоженство царей было частью «царских реалий» того периода.

Если мы и находим единичные случаи многоженства среди обычных людей — то лишь в ранние времена. Около тысячи лет назад один из глав европейского еврейства — Рабейну Гершом — установил запрет на многоженство, и ашкеназим до сих пор следуют этому запрету.

Почему этот запрет был необходим? Во-первых, Тора обязывает мужа удовлетворять как физические потребности жены (в пропитании, одежде, супружеских отношениях и т.п.), так и моральные. Человек, имеющий нескольких жен, но не обладающий соответствующими ресурсами, с легкостью может нарушить это предписание Торы. Что, во-вторых, может привести к ссорам и конфликтам в семье.

Есть и еще одна причина. В те времена многие мужчины занимались торговлей и проводили долгое время вдали от дома. А когда у человека есть дети от нескольких жен в разных местах и эти дети и жены не знакомы друг с другом, есть опасение, что брат женится на сестре, а подобные браки строго запрещены.

Большая часть перечисленных причин по-прежнему актуальна, но есть еще один важный момент, который невозможно игнорировать. Муж и жена — не просто партнеры. Ни один из них не может достичь целостности вне брака.

Союз между мужчиной и женщиной предполагает не только физическое, но и духовное единство (а единство супругов — одна из основных задач в браке). К сожалению, даже с одной женой многие мужчины затрудняются достичь взаимопонимания… Что можно ожидать от такого мужчины, если он будет женат на нескольких?

С уважением, Элияу Левин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.