Темы: Ашкеназы, Многоженство, Сефарды, Община, Александр Красильщиков
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день!
Мой вопрос — в продолжение вопроса Почему раввины запретили многоженство?. Как мне кажется, одна центральная линия вопроса осталась неосвещённой в ответе.
В чём заключается разница между реальностью, в которой существуют в нашем поколении ашкеназские и сефардские общины? Ведь для того, чтобы Учителя разошлись в подходе на такой фундаментальный вопрос, эта разница должна быть очень существенной…
Дима Креславский, Нью-Йорк.
Уважаемый Дима,
Полный ответ на ваш вопрос вряд ли уместится в узкие рамки этой рубрики. Но попробую ответить вкратце.
Прежде всего, разделение еврейских общин в диаспоре и в Земле Израиля на сефардские и ашкеназские достаточно условно.
Сефардскими мы называем еврейские общины, которые после изгнания из Испании (Сфарада) в конце 15-го века сформировались в странах северной Африки, Среднего и Ближнего Востока, а также на юге Европы. Ашкеназы, в свою очередь, происходят из общин, существовавших сначала в Западной (Ашкеназ — Германия), а затем и в Восточной Европе.
Сотни лет эти общины существовали раздельно, обрастая оттенками обычаев, языка и психологии. Некоторые из этих оттенков зафиксированы в Шульхан Арухе, в том числе и тот, о котором идёт речь.
И всё же я не стал бы называть различия между сефардами и ашкеназами «существенными». Просто язык не поворачивается так их определить.
Различия в молитве? — И те и другие молятся на иврите — святом языке. Произношение немного разное, но друг друга прекрасно понимают. Порядок молитв немножко, я бы сказал, косметически, различается. Однако если еврей-ашкеназ попадёт на одну из трёх ежедневных молитв в сефардскую синагогу, никаких трудностей он не встретит и освоится мгновенно, то же — наоборот.
В кашруте? Забой скота у сефардов отличается в некоторых деталях от «ашкеназкого», но заметить разницу «невооружённым» взглядом сможет лишь специалист по Галахе.
То же самое можно сказать о любой сфере жизни сефардов и ашкеназов. И те, и другие — были и остаются единым народом, с общим происхождением и единым Законом. Сказанное относится и к различиям между хасидами и литваками, между выходцами из Йемена и Польши.
Единству народа мешают не физические расстояния, а отказ от самоидентификации, определения себя как евреев, подчиняющихся законам Торы.
«Расхождения Учителей» в подходе к вопросу многожёнства не так уж «фундаментальны». Были общины, где запрет рабейну Гершома привился, но были и такие, где это, по тем или иным причинам, не произошло. Последнее касалось, в основном, сефардских общин, отделённых от ашкеназских географически и окружённых народами, где многожёнство являлось делом обычным.
Шульхан Арух налагает ответственность за нарушение указанного запрета как раз в зависимости от того, принят этот запрет конкретной общиной или нет. Если, например, сефардский еврей живёт в ашкеназкой общине, то многожёнство запрещено и ему.
С уважением, Александр Красильщиков
Слушайте: Женщины в Танахе. Рахель и Лея.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Индивидуальное искупление и общинное искупление
Рав Бенцион Зильбер
Почему сейчас не практикуют многоженство?
Рав Александр Красильщиков
Рав Яков Шуб
Запрета, вроде, нет, но ничего не сказано о том, что две жены лучше, чем одна...
Рав Александр Красильщиков
Толдот Йешурун
Сегодня в иерусалимской больнице «Эйн-Карем» на 93-м году жизни скончался великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства раввин Овадья Йосеф. Редакция Толдот.Ру скорбит со всем народом Израиля.
Рав Овадья Климовский
Кто написал Каббалу?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Рамбан и рабейну Йона вдохнули новую жизнь в старую сефардскую традицию. Связующим звеном между Францией и Испанией был Прованс. И Рамбан, и рабейну Йона учились у прованских мудрецов, которые находились как бы на стыке двух миров, двух подходов к Талмуду - мира сефардского и ашкеназского.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография выдающегося законоучителя, духовного лидера своего поколения
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Многожёнство - обязанность?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.