Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ашкеназы и сефарды существуют в разных реальностях?

Темы: Ашкеназы, Многоженство, Сефарды, Община, Александр Красильщиков

Отложить Отложено

Добрый день!

Мой вопрос — в продолжение вопроса Почему раввины запретили многоженство?. Как мне кажется, одна центральная линия вопроса осталась неосвещённой в ответе.

В чём заключается разница между реальностью, в которой существуют в нашем поколении ашкеназские и сефардские общины? Ведь для того, чтобы Учителя разошлись в подходе на такой фундаментальный вопрос, эта разница должна быть очень существенной…

Дима Креславский, Нью-Йорк.

Отвечает рав Александр Красильщиков

Уважаемый Дима,

Полный ответ на ваш вопрос вряд ли уместится в узкие рамки этой рубрики. Но попробую ответить вкратце.

Прежде всего, разделение еврейских общин в диаспоре и в Земле Израиля на сефардские и ашкеназские достаточно условно.

Сефардскими мы называем еврейские общины, которые после изгнания из Испании (Сфарада) в конце 15-го века сформировались в странах северной Африки, Среднего и Ближнего Востока, а также на юге Европы. Ашкеназы, в свою очередь, происходят из общин, существовавших сначала в Западной (Ашкеназ — Германия), а затем и в Восточной Европе.

Сотни лет эти общины существовали раздельно, обрастая оттенками обычаев, языка и психологии. Некоторые из этих оттенков зафиксированы в Шульхан Арухе, в том числе и тот, о котором идёт речь.

И всё же я не стал бы называть различия между сефардами и ашкеназами «существенными». Просто язык не поворачивается так их определить.

Различия в молитве? — И те и другие молятся на иврите — святом языке. Произношение немного разное, но друг друга прекрасно понимают. Порядок молитв немножко, я бы сказал, косметически, различается. Однако если еврей-ашкеназ попадёт на одну из трёх ежедневных молитв в сефардскую синагогу, никаких трудностей он не встретит и освоится мгновенно, то же — наоборот.

В кашруте? Забой скота у сефардов отличается в некоторых деталях от «ашкеназкого», но заметить разницу «невооружённым» взглядом сможет лишь специалист по Галахе.

То же самое можно сказать о любой сфере жизни сефардов и ашкеназов. И те, и другие — были и остаются единым народом, с общим происхождением и единым Законом. Сказанное относится и к различиям между хасидами и литваками, между выходцами из Йемена и Польши.

Единству народа мешают не физические расстояния, а отказ от самоидентификации, определения себя как евреев, подчиняющихся законам Торы.

«Расхождения Учителей» в подходе к вопросу многожёнства не так уж «фундаментальны». Были общины, где запрет рабейну Гершома привился, но были и такие, где это, по тем или иным причинам, не произошло. Последнее касалось, в основном, сефардских общин, отделённых от ашкеназских географически и окружённых народами, где многожёнство являлось делом обычным.

Шульхан Арух налагает ответственность за нарушение указанного запрета как раз в зависимости от того, принят этот запрет конкретной общиной или нет. Если, например, сефардский еврей живёт в ашкеназкой общине, то многожёнство запрещено и ему.

С уважением, Александр Красильщиков

Слушайте: Женщины в Танахе. Рахель и Лея.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.