Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем свечи Хануки подобны быкам, которых приносили в жертву в Суккот?

Темы: Ханукальные свечи, Ханука, Народы мира, Идолопоклонство, Праздники, Чудеса, Жертвоприношения

Отложить Отложено

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему Ханука уподобляется празднику Суккот? Знаю, что Шамай уподоблял зажигание ханукальных свечей порядку жертвоприношения быков в Храме в праздник Суккот.

Я не вижу смысла: при чем тут Суккот и при чем тут жертвоприношения, которые приносили в Суккот?

А еще: почему приносили в первый день Суккота 13 быков, а потом с каждым днем на одного меньше? Заранее спасибо, Рина

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Рина!

Спасибо за интересные вопросы.

Месяц Мархешван, в котором нет никаких праздников, — очень подходящее время, чтобы связать только что прошедший Суккот с приближающейся Ханукой.

Почему в первый день Суккота приносили 13 быков, а потом с каждым днем на одного меньше?

Комментаторы (на основании сказанного в трактате Сукка 55 б) говорят, что общее число быков — семьдесят (13+12+11+10+9+8+7) — соответствует числу народов мира, которые служат другим богам. А постепенное уменьшение количества приносимых жертв намекает на то, что и идолопоклонство постепенно сойдет на нет. И этих быков приносили в жертву в Храме, чтобы защитить народы мира от страданий за их грехи.

Почему Ханука уподобляется Суккоту?

Действительно, Талмуд (Шабат 21 б) приводит спор мудрецов о порядке зажигания ханукальных свечей. Бейт-Шамай (школа Шамая) считает, что в первый день следует зажигать восемь свечей, а дальше каждый день убавлять по одной. А Бейт-Гилель (школа Гилеля) считает, что в первый день следует зажигать одну свечу, а дальше каждый день прибавлять по одной.

Мнения мудрецов следующих поколений о том, в чем суть спора Бейт-Шамая и Бейт-Гилеля разделились. Согласно одному мнению, по Шамаю число свечей показывает, сколько дней Хануки ещё осталось, а по Гилелю — сколько дней Хануки уже прошло.

По другому мнению, Бейт-Шамай уподобляют порядок зажигания ханукальных свечей порядку жертвоприношений быков в праздник Суккот, а Бейт-Гилель руководствуются известным принципом: «святость прибавляют, а не убавляют».

Ваш вопрос относится к последнему из упомянутых мнений. Рассмотрим его подробнее. Мнение школы Гилеля основывается, как мы сказали, на принципе, который мудрецы Талмуда выводят из Торы: «святость прибавляют, а не убавляют». Этот принцип действителен в отношении всех заповедей.

Так, например, закон предписывает сначала облачиться в талит, а только затем наложить тфилин, так как святость тфилин выше — «святость прибавляют, а не убавляют».

А постановление школы Шамая противоречит этому принципу и, соответственно, требует отдельного объяснения.

Школа Шамая говорит: в самой Торе мы находим прецедент, который противоречит этому принципу: число быков, которых приносили в жертву в Суккот, изо дня в день убывает. Теперь осталось только понять, почему школа Шамая «отказалась» от общепринятого принципа и предпочла уподобить ханукальные свечи жертвенным быкам. Этому есть много объяснений. Приведу некоторые из них.

1) Мааршо пишет: поскольку новое масло Хашмонаим могли получить только через восемь дней, то масло из единственного найденного кувшина изначально разделили на восемь частей, чтобы каждый день зажигать от них храмовый светильник. И каждый день происходило чудо: этого небольшого количества масла хватало на целый день.

И это то, что хотела подчеркнуть школа Шамая: в первый день следует зажигать восемь свечей, затем семь, и т. д. — по количеству частей масла, которые оставались у Хашмонаим. А как же принцип «святость прибавляют, а не убавляют»? Школа Шамая отвечает, что этот принцип должен соблюдаться, только когда нет никаких оснований поступить иначе. Если такие основания есть, принцип отменяется.

Доказательство этому — порядок жертвоприношений быков в Суккот. Там тоже есть основание для отмены этого принципа — намек на «убывание» идолопоклонства, и принцип «прибавления святости» поэтому отменяется. То есть, по мнению Мааршо, связь между ханукальными свечами и жертвенными быками чисто внешняя.

Другие же объяснения пытаются найти смысловое подобие между ними.

2) Маараль (в книге «Нер Мицва») пишет: в праздниках, заповеданных Торой, святость первого дня выше, чем последующих. Об этом, среди прочего, свидетельствует и порядок жертвоприношений быков в Суккот. И Хануку, по школе Шамая, следует уподобить праздникам, заповеданным Торой, и зажигать свечи в убывающем порядке.

3) Раби Моше Софер («Хатам Софер») объясняет: школа Шамая зажигание свечей связывала с поражением врагов, поэтому число свечей уменьшается — как уменьшается число врагов. И уменьшение количества быков показывает постепенное затухание идолопоклонства. А школа Гилеля связывала зажигание свечей с подъемом еврейского народа, веры во Всевышнего, выполнения заповедей. И, соответственно — «святость прибавляют, а не убавляют».

4) Раби Хаим Фридлендер (машгиах-инспектор в ешиве Поневеж, также подготовивший и издавший основные книги Рамхаля) пишет, что чудо Хануки было вратами к пришедшему за ним периоду изгнания, которое подразумевает упадок (духовный и материальный), с одной стороны, и чудо существование народа, с другой стороны. Чудо Хануки стало и путеводной звездой для грядущего изгнания.

И это причина, по которой школа Шамая уподобила свечи жертвенным быкам. Ведь и быки, приносимые в жертву, с одной стороны, служили защитой народам, а с другой стороны, символизировали угасание идолопоклонства.

А школа Гилеля указывает на чудо существования еврейского народа в изгнании, которое с каждым годом становится все больше.

5) «Арух а-Шулхан» (Орах Хаим 670, 5) цитирует «Сефер Макабим». Там сказано: греки не позволили принести жертвы в Суккот, и в память об этом был установлен праздник Хануки. И, соответственно, Суккот вместе со Шмини Ацерет продолжается восемь дней, как и Ханука. Так что можно предположить, что параллель между ханукальными свечами и жертвенными быками — еще один момент уподобления Хануки Суккоту.

В заключение приведу идею из «Сфат Эмэт» (Ханука 5641 г.): подобно тому, как свет луны — это отражение света солнца, Ханука и Пурим — отражение света праздников из Торы. Ханука — отражение праздника Суккот, Пурим — отражение праздника Шавуот. А отражение праздника Песах? Мы надеемся, что им станет вскоре праздник грядущего Избавления, как сказано (Миха 7:15): «Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса». Да удостоимся увидеть это вскоре, в наши дни, омейн!

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Вторая заповедь. Обойдемся без посредников

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»

Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.

В чем суть жертвоприношений?

Рав Натан Агрес

Унизительно ли слово «гой»?

Рав Ашер Кушнир

Слово «гой» — унизительное?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.