Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли книга вроде «Свитка Эстер», в которой описаны события Хануки?

Темы: Хашмонаим, Самопожертвование, Ханука, Война, Суббота, Идолопоклонство, Чудеса

Отложить Отложено

Есть ли книга наподобие Свитка Эстер, которая бы описывала события Хануки?

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

К сожалению, мудрецы времен Второго Храма не оставили нам книги наподобие Свитка Эстер с летописью чудесных событий Хануки. Это связано, прежде всего, с тем, что в тот период уже не было пророчества, поэтому мудрецы не имели права добавлять что-либо к Танаху. Об этом сказано в трактате Мегила: «Свиток Эстер — последняя книга Священного Писания».

Из-за этого нам приходится по крупицам восстанавливать историю праздника с помощью фрагментов поздних мидрашей и далеко не авторитетных источников вроде «Свитка Антиоха». Кстати, «Свиток Антиоха» был написан в эпоху гаонов весьма сомнительным автором и не блещет обилием фактов.

В связи с этим особый интерес вызывает первая Книга Маккавеев. Она, судя по всему, была написана очевидцем тех событий, в память которых установили праздник. Стиль изложения приближен к стилю Танаха, книга насыщена датами и фактами, а планомерное уклонение летописца от прямого использования имени Б-га говорит о том, что автор был ученым евреев (талмид-хахамом) из прушим («фарисеев»): в то время уже действовало постановление, запрещающее использование имени Б-га в записях.

Мы не можем с полной уверенностью полагаться на достоверность книги без прямого подтверждения мудрецов Мишны или Талмуда. Тем не менее, пока она не противоречит напрямую словам наших мудрецов, нет причин сомневаться в том, что в ней изложено. Тем более что благодаря этой книге многие мидраши и высказывания мудрецов становятся для нас яснее.

Например, из книги «наглядно» ясно, как именно евреи-эллинисты боролись с евреями, верными своей религии, и как они пособничали грекам. Из повествования следует, что именно по настоянию евреев-эллинистов Антиох Епифан напал на Иудею, разграбил Храм, превратил Иерусалим в центр греческой культуры и издал жестокие антиеврейские указы.

В связи с этим любопытен эпизод, который описывает самое начало восстания Хашмонаим. Греческие посланцы пришли в город Модиин, чтобы убедить Матитьяу как руководителя подать «правильный пример» и принести жертву эллинским богам на глазах всего народа. В присутствии жителей города всё ещё мирно настроенный Матитьяу заявил, что готов принять смерть, но приносить жертву «богам» не будет.

Но в этот момент на глазах у Матитьяу и всех присутствующих из толпы выскочил еврей-эллинист, взобрался на воздвигнутый алтарь и заколол животное — принес жертву тем силам, которым поклонялись греки. Хотел, так сказать, «отличиться». Матитьяу не выдержал (это был явный хилуль а-Шем — оскверненин имени Б-га!), и убил еврея-идолопоклонника на том же алтаре.

После чего вместе с сыновьями расправился с посланниками и их телохранителями. С этого момента Матитьяу и его сыновья перешли от пассивного противостояния к активным действиям. Так началось восстание Маккавеев. Получается, что первой жертвой восстания был не грек, а эллинизированный еврей…

Еще один интересный факт из этой же книги: жертвенник был обновлен (заново освящен) в то же число, когда греки его осквернили. Т. е. 25 Кислева была принесена первая жертва греческим «богам», а ровно через три года в тот же самый день Хашмонаим очистили Храм и возобновили храмовую службу. Еще один добрый знак, отметивший победу праведных Хашмонаим над нечестивыми греками.

И последний момент. В книге сказано: еще до того, как стало известно о восстании Матитьяу, произошла трагедия, которая также повлияла на ход событий. Евреи, которые хотели продолжать соблюдать Тору и заповеди, ушли из городов и поселились в пещерах Иудейской пустыни. В одной из таких пещер находилось 1000 человек — мужчины, женщины и дети. В одну из суббот пещеру окружили греки.

Евреи не стали сопротивляться и даже не закрыли вход в пещеру. Они сказали: лучше умрем чистыми, но не будем обороняться и нарушать субботу. В результате греки всех перебили. Узнав об этом, Матитьяу объявил, что эти евреи поступили неверно и защищаться нужно всегда, в том числе в субботу и праздники.

На самом деле, позиция евреев, принявших смерть, кажется странной. Ведь всем известен закон: угроза жизни «отодвигает» субботу? Почему же они отказались сопротивляться?

Не все так просто. Не исключено, что здесь была галахическая дилемма. Люди, которые погибли в пещере, считали: раз у них нет шансов победить, то и нет смысла ради этого нарушать субботу. Ведь раз им все равно придётся умереть, то правило «угроза жизни отодвигает субботу» неактуально.

Но Матитьягу полагал, что в более широкой перспективе борьба — даже в безвыходной ситуации — может спасти жизни евреев в будущем. Ведь каждый бой изнуряет и ослабляет противника. И, даже если эта битва заведомо проиграна, все равно, урон, нанесенный противнику в этом бою, может помочь победить в других битвах. И это спасет жизнь других евреев. В этом и был «хидуш» (новое слово) постановления Матитьяу! И, как мы видим, правота Матитьяу стала очевидной: Творец совершил чудо — евреи спаслись и победили в самых безнадежных битвах.

Дай Б-г, чтобы Творец всегда поддерживал нас и посылал чудеса так же, как это было во времена Хануки!

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.