Темы: Мудрецы, Предназначение, Свобода выбора, Душа, Давид, Изучение Торы, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСотворив Адама, Всевышний показал ему всех людей, которым еще предстоит прийти в мир до эпохи воскрешения мертвых: «Каждое поколение и его вождей, каждое поколение и его мудрецов, каждое поколение и его пророков» (Берешит Рабба 24:2, Эц Йосеф; Шохер Тов 139). Для чего Всевышний это сделал? Воспользовался ли Адам этим? Даниэль
Здравствуйте, Даниэль!
Спасибо за интересный вопрос. К сожалению, я не нашел, чтобы кто-то из комментаторов на него отвечал. С другой стороны, он и меня тоже очень заинтересовал. Приведу Вам свои соображения.
Во-первых, мудрецы говорят (Берешит Рабати, парашат Берешит 5:5), что один раз Адам этим воспользовался: когда Всевышний показывал глав всех поколений, то Адам увидел, что царю Давиду не суждено жить — у его матери будет выкидыш… И Адам отдал ему семьдесят лет своей жизни.
Смысл здесь очень глубокий: почему семьдесят лет жизни Давида — это именно годы Адама, сейчас в это углубляться не будем. Тем не менее, прецедент налицо — Адам воспользовался предоставленной ему информацией. И тогда — уже ради одного этого «подарка Давиду» — стоило всё это показать. Кроме того, можно предположить, что Адам каким-то образом помог и другим, только нам не сообщают, как именно.
Во-вторых, выскажу свое предположение. Для этого нужно сначала привести некоторые сведения из Традиции. Мудрецы говорят, что до рождения ребенок учит с ангелом всю Тору, а когда рождается — всё забывает. И объясняют: смысл этого в том, чтобы облегчить человеку изучение Торы. Так как это уже, хотя и забытый, но всё-таки пройденный материал.
Ещё один факт — душа Адама изначально включала в себя все еврейские души.
И последний факт — одна авторитетная книга («Шней Лухот а-Брит») говорит, что мудрецы и пророки, которых видел Адам, были ему показаны в варианте самого вероятного хода событий. Однако у каждого человека есть свобода выбора, и поэтому может так получится, что какие-то мудрецы, которых видел Адам, по факту таковыми не будут.
Теперь на основании сказанного можно предположить, что, если Адам видел всех мудрецов и пороков, значит, и их души, которые тогда были частью его души, тоже это видели. А смысл этого в том, чтобы, когда эти души придут в мир, они (не сознавая того) стремились выполнить свое предназначение.
Ещё раз спасибо за вопрос. С уважением и пожеланием радостного Пурима, Менахем Эпель
Рав Берл Набутовский
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Тора — это духовное ядро, а мир — ее физическое воплощение.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.