Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Больше, чем хозяин дома делает для бедняка, бедняк делает для хозяина дома». Что это значит?

Темы: Предназначение, Деньги, Цдака, Мидраш, Помощь

Отложить Отложено

Сказали наши мудрецы: «Больше, чем хозяин дома делает для бедняка, бедняк делает для хозяина дома» (Ваикра Рабба 34:8). Как это понять правильно?

Отвечает рав Яков Гельфман

Здравствуйте!

Имеется в виду: тот, кто даёт пожертвование бедняку, выигрывает от этого больше, чем сам бедняк, получивший пожертвование. Ведь «выигрыш» бедняка ограничен: он заканчивается, когда заканчиваются деньги или пища. А «выигрыш» дающего бесконечен, ведь он, сделав доброе дело, улучшил себя, собственную природу, и таким образом приблизился к Источнику жизни — Творцу мира. Поэтому праведные евреи часто говорят тем, кому помогают: «Спасибо, что удостоил меня».

Турнус Руфус, римский наместник в Иудее, спросил у раби Акивы: «Если Творец хочет, чтобы у бедняка были деньги, почему не даёт их ему?» Ответил раби Акива: «Для того, чтобы дать возможность богатым заработать заслугу». В этом ответе — основа еврейского мировоззрения. Всевышний прекрасно справляется с управлением миром без посторонней помощи, так же, как создал мир без неё. Кажущиеся «недостатки» мира созданы специально для того, чтобы дать человеку возможность стать как бы участником творения и так приблизиться к Творцу.

Эту идею удивительным образом воплотил царь Адиабены Мунбаз, принявший иудаизм вместе со своей матерью, царицей Еленой. Во время голода он открыл царскую сокровищницу, чтобы накормить народ. Министры противились этому шагу, говоря: как можно растрачивать богатства, которые столетия собирали твои предки? Но царь Мунбаз, сделавший из философии иудаизма практические выводы, ответил: «Мои предки собирали для других, а я оставляю себе». Ведь единственное, что остаётся человеку после смерти, — это его добрые дела.

Это — о «выигрыше» дающего в Будущем мире. А теперь поговорим о пользе в этом мире.

Сказал царь Шломо (Соломон), что цдака (благотворительность) спасает дающего от смерти. Иллюстрацией этого является известная история с дочерью раби Акивы. На собственной свадьбе она единственная обратила внимание на бедняка, который стеснялся, видимо, попросить милостыню, и подала ему еду. Перед сном она воткнула шпильку для волос в стену, а наутро выяснилось, что этой шпилькой она убила ядовитую змею, которая иначе укусила бы ее в ночь свадьбы.

Но и это ещё не всё. Сказали мудрецы, что награду за благотворительность человек получает в Будущем мире, но плоды её вкушает уже в этом мире. «По-житейски» это можно объяснить так. К достойному человеку все хорошо относятся, и всегда найдётся тот, кто ему поможет, когда это будет необходимо. Как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей. Да и жить приятней, когда вокруг люди улыбаются и радуются тебе, и на сердце светло.

С уважением, Яков Гельфман

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.