Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как правильно одалживать доллары, чтобы не было проблем с процентами?

Темы: Запреты, Мудрецы, Деньги, Тора и бизнес, Проценты, Долги

Отложить Отложено

Я всегда, когда было необходимо, одалживал деньги в долларах и отдавал в долларах, чтобы не зависеть от инфляции, но недавно мне сказали, что тут может быть проблема с процентами. Это действительно так? И, если да, то как правильно одалживать доллары, чтобы вернуть такую же сумму?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Чтобы ответить на Ваш вопрос, понадобится небольшое введение. Еврейский Закон разрешает без проблем одалживать и возвращать деньги в местной валюте. Т.е. в Израиле можно спокойно одалживать шекели и возвращать ту же сумму в шекелях. В России можно одалживать рубли и возвращать рубли. Точно так же в Америке можно одалживать доллары и отдавать доллары.

Проблема возникает, когда деньги одалживают в иностранной валюте. Дело в том, что деньги, которые не находятся в обращении в данной стране, с точки зрения Торы имеют статус товара, а не денег. Это означает, что, например, в Израиле шекели считаются деньгами и их курс считается постоянным, а цена товаров и приравненной к ним иностранной валюты повышается или понижается.

Одалживать деньги под проценты (рибит) запрещено Торой, мудрецы запретили одалживать товары (без соблюдения определенных условий, см. ниже), даже если планируется вернуть такой же товар, из опасения, что товар поднимется в цене и получится, что возвращают больше, чем получили, а это — рибит (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 162:1).

Поэтому: раз иностранная валюта приравнивается к товару, как было сказано выше, нельзя одалживать доллары, даже чтобы вернуть такую же сумму в долларах — из опасения, что курс доллара повысится и получится, что возвращают больше. А вот, например, рубли в России можно одалживать без проблем, поскольку по Торе они считаются деньгами, т. е. их курс все время остается постоянным, а товары и иностранная валюта, приравненная к ним, дорожают или дешевеют по отношению к рублю.

Понятно, что этот запрет не действует в Америке и других странах, где доллары являются местной валютой и ими рассчитываются повсеместно. (Несколько десятилетий назад в Израиле и в бывшем Советском Союзе расчеты в долларах были достаточно распространены, но на данный момент ситуация изменилась).

Как же правильно одалживать доллары в Израиле или России, чтобы не было проблем с рибитом? Возможны два варианта:

1. Если у должника на момент взятия ссуды имеется в наличии даже один доллар, то он может брать всю сумму в долг в долларах и возвращать в долларах (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 162:2).

(Поскольку одалживать товары запрещено не Торой, а мудрецами, мудрецы сделали «послабление» и постановили, что доллары, имеющиеся у должника, как бы переходят во владение заимодавца и поднимаются в цене, уже будучи имуществом заимодавца. Тогда получается, что должник не возвращает больше, чем взял).

2. Если при взятии ссуды в долларах долг пересчитали по курсу в местной валюте и постановили, что долг будет выплачен в местной валюте (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 162:1).

Стоит отметить: между этими двумя вариантами существует принципиальное различие. Если в первом случае долг остается в долларах, то во втором долг считается в местной валюте.

Приведем пример, как на практике в Израиле Шимон может одолжить у Реувена 1000 долларов на три месяца:

1. Если у Шимона есть в наличии доллар, ему разрешено взять 1000 долларов в долг, и через три месяца Шимон возвращает Реувену 1000 долларов.

(С согласия Реувена, Шимон может вернуть ему 1000 долларов в шекелях по курсу на момент возвращения долга).

2. Шимон и Реувен могут перевести 1000 долларов в шекели по курсу на момент получения ссуды, скажем, это будет 4000 шекелей. В таком случае через три месяца Шимон должен будет вернуть 4000 шекелей.

(С согласия Реувена, Шимон может вернуть ему 4000 шекелей в долларах по курсу на момент возвращения долга).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Тора и Деньги

Рав Ашер Кушнир


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.