Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Запрет взимания процента относится не только к денежным ссудам, но и ко всему, что дается, делается или говорится в благодарность за ссуду.

Приведем несколько примеров, на которые распространяется этот запрет. Нельзя:

• давать подарок (например, цветы) в благодарность за ссуду

• предлагать заимодавцу свою машину в свободное пользование

• проявлять к заимодавцу большее расположение и участие, чем обычно (например, давать ему в долг предметы, которые он прежде не рассчитывал получить от должника)

• приветствовать заимодавца с большим почтением, чем раньше (однако в любом случае можно отвечать на его приветствие с той же степенью вежливости, которую он проявил)

• расточать неумеренные похвалы в адрес заимодавца

• навещать заимодавца, если раньше такие визиты не были приняты

• продавать товары заимодавцу по сниженному тарифу.

БОЛЕЕ ШИРОКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «ПРОЦЕНТ»

Запрет на взимание процента распространяется не только на обычные займы, но и на другие формы долгов, например на долг коммерческий.

В эту категорию входят два вида коммерческого долга:

а) если надо заплатить деньги за уже совершенную покупку или уже выполненную работу

б) если надо предоставить товары или услуги в счет полученной заранее оплаты.

Объяснение

В том случае, когда требуется оплатить покупку, долг считается ссудой по следующей причине:

Покупатель обязан оплатить купленные товары во время совершения покупки. Если продавец предоставляет покупателю кредит на определенный срок, то считается, будто он на данный срок ссудил тому деньги. Поэтому установление более высокой цены за возможность отстрочить платеж за товары будет считаться формой взимания процента.

В случае «б», когда деньги платят авансом, такая предварительная оплата считается займом, который покупатель дает продавцу. Ведь на самом деле, покупатель не обязан платить, пока не получит товар. Поэтому поставка товара рассматривается как возвращение займа. Если товары будут стоить больше тех денег, которые были выплачены за них авансом, это будет считаться взиманием процента, потому что в обмен на предварительную оплату (по существу, ссуду) покупатель получает товары, реальная цена которых выше выплаченной.

Поскольку коммерческий долг подпадает под категорию займа, встает вопрос о взимании процента в следующих случаях:

а) предоставление льгот за предварительную оплату наличными

б) взимание более высокой платы за продажу в кредит.

Взимание процента за продление срока возврата займа или коммерческого долга

Продление срока займа приравнивается к предоставлению займа, поэтому и в этом случае нельзя взимать или давать процент в какой бы то ни было форме.

Взять деньги в долг у нееврея, чтобы одолжить их еврею

Если еврей, допустим Реувен, взял деньги под проценты в нееврейском банке с целью дать их в долг другому еврею, скажем Шимону, то он не имеет права просить Шимона компенсировать ему оплату банковского процента или внести процентную плату непосредственно в нееврейский банк.

Объяснение

Оплата процента в банк по поручению Реувена толкуется еврейским законом так, будто Шимон выплачивает процент непосредственно Реувену.

Процент и коммерческие связи с неевреями

Запрет процентного займа действует лишь в тех случаях, когда обе стороны — евреи. Если кто-либо из них, заимодавец или получатель, не является евреем, процентный заем разрешен.

Причина такого различия состоит в том, что закон обеспроцентном займе основан на взаимном обязательстве давать в долг без процента.

Нельзя нарушать закон о беспроцентных займах

Не разрешается обходить запрет взимания процента различными, хитрыми путями, например давать условный подарок вместо ссуды, говоря: «Я даю тебе подарок в 100 шекелей с условием, что ты в ответ подаришь мне 120 шекелей».

Впрочем, если подарок настоящий, то его получатель может ответить взаимностью, дав в ответ более ценный подарок. Подарки разрешается давать и в тех случаях, когда есть основания ожидать, что получатель скорее всего ответит еще более дорогим подарком.


Читайте: тема Бизнес по-еврейски


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…