Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография пророка и первосвященника, который воспротивился установке идола в Храме.

Зехарья бен Йеояда (זכריה בן יהוידה; ум. в 3100 году /661 г. до н.э./) — пророк и первосвященник в период Первого Храма.

Его отец Йеояда (см.) был пророком и первосвященником Иерусалимского Храма (Седер адорот), а мать Йеошават — дочерью царя Йеуды Йеорама (см. Диврей аямим II 22:11; Седер адорот).

В 3061 году /699 г. до н.э./ его отец Йеояда стал соправителем взошедшего на престол семилетнего царя Йеуды Йоаша (Диврей аямим II 23:1-24:14; Седер адорот). В 3067 году /693 г. до н.э./ Зехарья получил от отца посвящение в пророки, а затем сменил его в роли первосвященника (Седер адорот). Вместе с тем, он стал главой Верховного Суда (Эйха раба 4:16, Маарзо).

После смерти Йеояды, последовавшей в 3098 году /662 г. до н.э./, его воспитанник царь Йоаш отошел от соблюдения заповедей Торы и стал служить идолам (Диврей аямим II 24:17-18). А затем царь обожествил себя, и жители Йеуды стали поклоняться ему как богу (Седер олам раба 18; Раши, Гитин 57б).

Зехарья пытался увещевать народ, предрекая разрушение Иерусалима (Санхедрин 96б). А в 3100 году /661 г. до н.э./, когда царь повелел установить идола в Иерусалимском Храме и воскурять ему благовония, первосвященник Зехарья категорически воспротивился. «Так говорит Б-г, — воззвал он к народу, — зачем вы преступаете повеления Б-га?! …Как вы оставили Б-га, так и Он вас оставит!» По приказу царя пророка забросали камнями прямо во дворе Храма. Умирая, Зехарья произнес: «Да увидит Б-г и взыщет» (там же 24:20-22, Таргум; Оцар ишей аТанах, Зехарья бен Йеояда). Это произошло в Йом кипур, который был одновременно и шабатом (Эйха раба 4:16; Седер адорот).

Зехарья был похоронен на склоне Масличной горы (Ар азейтим) (Седер адорот). Но его кровь, пролитая во дворе Храма, не высохла, и ее не удалось смыть с того места.

В том же году в результате заговора был убит царь Йоаш (Диврей аямим II 24:25). Но и после этого кровь пророка кипела и бурлила в течение 238 лет, вплоть до разрушения Первого Храма (Коэлет раба 3:20; Седер адорот).

Вавилонский полководец Невузарадан, покоривший и разрушивший Иерусалим, увидел во дворе Храма кипящую кровь и спросил: «Чья она?» Пленные евреи попытались ввести его в заблуждение, утверждая: «Это кровь жертвенных животных». Но он доискался до истины. «В прежние годы, — признались пленные, — среди нас был пророк, который очень сильно нас упрекал. Он предсказывал всё то, что произошло с нами сейчас, но ему не верили, и его убили. С тех пор уже много лет его кровь не может успокоиться». «Я ее умиротворю», — сказал Невузарадан. Он велел привести судей Великого Санхедрина и Малого Санхедрина — все они были казнены рядом с этой кровью. Но кровь Зехарьи не успокоилась. Было убито множество юных коэнов. Кровь не успокоилась. Были убиты дети, изучавшие Тору в школе. Кровь не успокоилась. «Зехарья, я убил лучших из вас, — обратился Навузарадан к кипящей крови. — Неужели ты хочешь, чтобы я убил всех?» «Неужели ты важнее всей этой крови?!» — закричал злодей на кипящую кровь пророка. И тогда кровь Зехарьи просохла и впиталась в землю (Гитин 57б; Санхедрин 96б; Эйха раба 4:16; Коэлет раба 3:20).

По свидетельству кабалистов, душа Зехарьи вновь воплотилась в двух главах Санхедрина в период Второго Храма, которых звали Шемая и Автальон — причем, часть души, называемая руах, воплотилась в Шемае, анефеш — в Автальоне (см. о них в кн. «Еврейские мудрецы», с. 5). В более позднюю эпоху его руах воплотился в великом кабалисте р. Моше Кордоверо (Рамак), а нефеш — в р. Элияу Ди Видасе, авторе кабалистической книги Решит хохма (см. там же, с. 124-126), и не случайно они были очень близкими друзьями (Седер адорот 3061).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…